DJ Premier – живая легенда, максимально приближенная к идеалу фигура в алхимии сочинительства музыки.
Сравнивать его с кем-то не стоит, но если провести параллели со всей музыкальной индустрией новой эпохи, то можно сопоставить его разве что с The Prodigy, бесспорным идолом в мире электронной альтернативы еще с ранних 90-х. Однако Примо не только неутомимо творит во славу себе, но ещё и столько лет кряду непрерывно рыщет в потёмках андеграунда, открывая и зажигая новые звезды на рэп-небосклоне.
Пытаться упрекнуть гения в чем-то очень сложно.
В монотонности и простоте? Но ведь все гениальное просто. К тому же попробуйте сами сделать что-то похожее...
В узнаваемости почерка? Зато его ни с кем не спутаешь. А это ли не главная цель в музыкальном бизнесе - общеизвестность?
В схожести одних работ с другими? Но, наверное, лучше хардовое и качевое однообразие, чем наоборот. Да и нельзя говорить об однообразии, принимая во внимание весь спектр релизов DJ'я.
В монополизации половины индустрии? Но кто-то ведь должен это делать, спасать и тянуть ее! Ведь даже такие именитые продюсеры и битмейкеры, как Rza, Pete Rock, Large Professor, The Beatminers, да и весь состав Diggin In The Crates не смогут, пожалуй, отобрать у него законное право считаться передовиком производства. Зато всех их объединяет пристрастие к особой технике создания новых шедевров из старых - сэмплирования специально отобранных фрагментов из коллекционной виниловой классики разных времен и жанров и накладывания их на другие элементы композиций (то же самое часто проделывают с хип-хопом многие электронные DJ's, сэмплируя его, меняя bpm и т.д.).
Premo выделяется умением расставить все сэмплы, инструменты и биты размеренно и последовательно, добиваясь унисонного звучания или наоборот - конфликтующего и диссонансного. Чувство меры и дар новаторства, похоже, не покидают творца.
И несмотря на это он умудряется оставаться узнаваемым для поклонников, сохраняя характерность стиля. Хлёсткий тяжелый бит, качающий ритм, перезвоны колокольчиков, булькающие синты, обрывистые сэмплы, почти дабовое эхо, интенсивный скретч в безупречном исполнении (не только поставленный к месту, но чаще и дополняющий смысл - идущий вместо припева и вторящий МС его же сэмплированными фразами либо создающий эффект целого хора МС), от чего складывается впечатление, что мастер научился "говорить" при помощи рук! Пожалуй, многогранный стиль DJ-я заставляет хип-хоп-глобус вращаться по нужной оси.
Родившийся в Бруклине, в Нью-Йорке и, являющийся, наверное, самым ярким представителем местного стиля, Крис Мартин рос в Хьюстоне и учился там на компьютерном факультете местного института. Получив базисные turntable skillz, будучи менеджером в магазине звукозаписи, он становится там известным как WAXMASTER C.
По возвращении в Бруклин в 87-ом Крис входит в контакт с Guru, жителем Бостона, уже создавшим двумя годами раньше группу "GangStarr" c DJ Mark The 45 King и издавшим с ним два сингла. Вскоре 45 К. вместе с другом Гуру Мike "Trauma" Dee уезжает в Бостон, и самые крепкие компаньоны в истории рэп-музыки подписывают контракт с "Wild Pitch Records", где в 89-м выходит их первый LP "No More Mr. Nice Guy" с джазовым уклоном. После успеха LP парни получают заказ на саундтрек к фильму режиссёра Спайка Ли "Mo' Better Blues".
С 90-го и по сегодняшний день их звукозаписывающим партнёром является EMI Records. И вот уже около 20 лет существует группа, на счету которой 6 LP помимо прочих релизов, а также статус единственного дуэта МС + DJ, уцелевшего с 80-х в том же составе. Последний релиз GangStarr "The Ownerz" прогремел в 2003, более чем оправдав надежды гурманов и снова лишив критиков почвы для работы. А их официальный двойной сборник "Full Clip: A Decade Of Gangstarr '89-'99" знакомит нас с лучшими и популярнейшими хитами, дополненными четырьмя новыми синглами и подборкой саундтреков и би-сайдов. Этот выпуск посвящён памяти Big L, погибшего в том же году, молодого таланта, при жизни сотрудничавшего с Premo, как и вся его бригада D.I.T.C.
В 1990 Premo сотрудничает с Lord Finesse и DJ Mike Smooth на лэйбле Funky Technician, где проявляет себя лучшим в округе. Два года спустя вместе с Beatminers & D.I.T.C. он основывает студию D&D, ставшую легендарной святыней хип-хопа - там собираются такие проекты, как Crooklyn Dodgers, D&D Allstarz. В начале 90-х возникает формация Gangstarr Foundation - к ним примыкают рэппер из Бостона Big Shug (только в 2005 выпустивший свой соло-LP), команда Group Home (Lil' Dap & The Nutcracker), МС Jeru The Damaja, а позже и Afu-Ra, на счету которого уже 3 LP. DJ Premier продюсирует все их дебютные LP и другие пластинки, ставшие хип-хоп классикой.
JERU после выпуска второго LP в 1996-ом ссорится с командой, делает свой третий альбом с новыми битмейкерами - и уже не добивается аналогичных успехов. Печально, ведь оба подходили друг другу как нельзя лучше...
Утончённый музыкальный вкус проявляется в ещё одном про-джазовом экспериментальном проекте музыканта Брэнфорда Марсалиса и Big Daddy Kane - "Вuckshot LeFonque", который получил мощный продюсерский заряд от Премьера и во многом благодаря ему был предан широкой огласке в СМИ. Небезызвестная Bahamadia своей популярностью тоже отчасти обязана нашему энтузиасту, поделившему вместе с The Betminers право состряпать половину минусов к её дебютному LP.
Тот же Primo стал основным продюсером M.O.P. при создании второго, третьего и четвертого хардкоровых LP и других синглов, он же взялся всерьёз за талант Freddie Foxxx aka Bumpy Knuckles. Отдельно можно выделить по десятку треков, выпущенных с Jay-Z & Roc-A-Fella и Nas, включая треки, вошедшие в их дебютные альбомы "Reasonable Doubt" (1996) и "Illmatic" (1994), которые занесены в список десяти лучших хип-хоп альбомов всех времен.
Трек от Premo есть и в ещё одном альбоме с таким же статусом - "Ready To Die" Notorious B.I.G. (1994). Знаменитые Rakim, Krs-One, Fat Joe, Common также выделяются среди фаворитов по коллаборациям, но и это далеко не весь послужной список мастера! Кажется, DJ успевает отдать должное не только артистам, попадающим в его личный хит-парад, но и тем, кого он хотел бы там видеть. Например, ранее DJ был отмечен в сотрудничестве с Шинейд О'Коннор, а в этом году создал шесть композиций для нового LP... Кристины Агилеры!
В данный момент Premier владеет двумя звукозаписывающими лэйблами: стартовавшим в 2002 году "Year Round Records", где выпускались миксы самого DJ и виниловые синглы Blaq Poet, NYG's, а также лейблом "Works Of Mart" (так же называется его издательская компания). "Works Of Mart" дебютировал в этом году, выпустив синглы Teflon и F.A.B.I.D. (Hannibal Staxx & Mike Rone). Сейчас на подходе долгожданные и вечно откладываемые релизы: дебютный LP его новых подопечных NYG's под названием "Pros & Cons", первый сольник Blaq Poet "The Best That Never Did It", уже второй LP Teflon, участника тусовки "Firing Squad" (M.O.P.), на этот раз под эгидой Premo. На Chinga Chang Record выйдет EP, уже не первый сингл в сотрудничестве с Kool G Rap. Общаясь с фанами на своей страничке на myspace.com, Chris Martin делится планами выпуска в недалёком будущем андеграундных Smiley, H.Staxx, долгоиграющего альбома вместе с Nas, работ с Canibus, Amerie...
Сольный альбом под рабочим названием "A Man Of A Few Words", который откладывался с 2001 года, должен вот-вот порадовать нас своим выходом. Хотя наиболее известные миксы вроде "NY Reality Check 101" (1998) и "Check Ya Mail" (2005) демонстрирует неизменное отношение DJ к рэпу как к явлению андеграундному и желание донести до широких масс добротные раритетные синглы других битмейкеров вперемешку со своими. В широкий тираж вышли два двойных официальных сборника лучших совместных работ с МС, включая основных его протеже, - ''Premiere Cuts" (1999), "Kings Of Hip Hop" (2005), а также длинная серия нереализованных инструменталов.
Имя DJ Premier было увековечено в DMC Hall Of Fame - зале почета чемпионата DJ-ев, названого в честь DJ Reverend Run of RUN DMC, - 23 августа 2002 г. во время проведения 17-го первенства США в легендарном концертном зале ROXY (Ньй-Йорк). В этом же году он вместе с Pete Rock и Marley Marl aka DJ Legend был приглашен вести возрождённое радио-шоу середины 90-х "Future Flavas", которое раньше шло в Нью-Йорке на WQHT Radio в блоке Hot'97, а теперь появилось на спутниковом радиоканале XM 66 Raw.
Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
Christopher E. Martin (born March 21, 1966), better known as DJ Premier (or Primo by his fans, fellow musicians, and critics), is a prominent American hip hop producer and DJ, and the instrumental half of the duos Gang Starr and PRhyme.
Contrary to popular belief, he did not found nor even co-found Gang Starr.
He was introduced to DJing while attending school at Prairie View A&M in Houston, Texas. DJ Premier's original stage name was Waxmaster C, the "C" taken from his first name, Chris, although he had already changed it to DJ Premier at the time he joined Gang Starr.
Considered by many fans to be one of the greatest hip hop producers, DJ Premier has produced countless tracks, for many groups and solo artists since the early 1990s. These include notable tracks for artists such as Jay-Z ("D'Evils", "So Ghetto"), Big L ("The Enemy"), The Notorious B.I.G. ("Unbelievable", "Kick In The Door", "Ten Crack Commandments"), Nas ("N.Y. State of Mind", "Nas Is Like"), Pitch Black ("It's All Real"), M.O.P. ("Downtown Swinga"), Jeru the Damaja ("Come Clean", "My Mind Spray"), KRS-One ("MC's Act Like They Don't Know"), Mos Def ("Mathematics"), Non Phixion ("Rockstars"), and Royce da 5'9" ("Boom").(Full list: djpremiertrackology.8kilo.com)
Collaborations
Outside of Gang Starr, some of Premier's most lauded work is his collaborations with Jeru the Damaja and Group Home. With the former, Premier crafted one of the East Coast's landmark albums in the form of The Sun Rises in the East, released in 1994. Their follow up to this, 1996's Wrath of the Math, was regarded as a solid effort but not on par with its predecessor, although it did contain Jeru's biggest hit to date, "Ya Playin' Yaself". Group Home's Livin' Proof (1995), although greatly overlooked at the time of its release, has eventually come to be critically acclaimed.
In 1994, DJ Premier collaborated extensively with jazz musician Branford Marsalis's experimental group, Buckshot Lefonque, for their debut album. During the making of music video director, Hype Williams' 1998 film, Belly, DJ Premier collaborated with neo soul leader D'Angelo for a song called "Devil's Pie", which was originally intended only for the film's accompanying soundtrack. However D'Angelo soon changed his mind and decided to include the song on his sophomore album Voodoo (2000) In 2006 he co-produced Christina Aguilera's Back To Basics album.
Samples
DJ Premier's style of production epitomises the New York sound from his earlier peers. He is known for sampling jazz, funk, and soul artists, as well as sampling an artist's past work, when he is creating a new track for that same artist. In addition, his photographic memory of rap lyrics allows him to distinctively "speak with his hands" by scratching in lyrics from several different songs to construct new phrases [1]. Premier's non-Gang Starr collaborations are well-known for his often-imitated signature of combining short vocal samples, often from multiple artists, to create a chorus. For example, for the chorus of Mos Def's "Mathematics", Premier cuts, in quick succession:
"The Mighty Mos Def..." (from Mos Def's "Body Rock"),
"It's simple mathematics" (from Fat Joe's "John Blaze"),
"I revolve around science..." (from Ghostface Killah's verse on Raekwon's "Criminology"),
"What are we talking about here..." (unknown origin),
"Do your math.." (from Erykah Badu's "On & On"), and
"One, two, three, four" (from James Brown's "Funky Drummer")
On certain artists' work the vocal samples will all be vocal samples of the artist from the artists' past work; "Nas Is Like" and "2nd Childhood" with Nas are two well-known examples of this.
On Jeru the Damaja's "Physical Stamina," however, Premier sampled and chopped up recordings of seminal electro-acoustic music from the 1960s.
Melodies
Premier usually creates a two-bar melody that repeats itself throughout the song. The aim of this is to showcase the MC's skills by bringing focus away from the beat, while creating the song's mood and a solid backdrop. Premier often changes speeds, filters and chops his breaks and adds scope to the melody with chimes and strings.
He has also shown innovation by playing rarely-used elements into a rap song (such as the xylophones on Biggie's "Kick in the Door" or the ambient nature sounds on Nas' "Nas is Like"), and his wide range of instruments (the piano loop on Jay-Z's "D'Evils" versus the strings on Rakim's "New York (Ya Out There?") and production techniques (he played the melody backwards during the second half of Jay-Z's "A Million and One Questions (Rhyme No More)").
Drums
Premier's drums have been known for complimenting his melodies. For example, during Nas' "NY State of Mind", two bars have a simple round of kicks and snares; in the following two, a complementing second set of drums plays out. This is repeated throughout.
Label ownership and future projects
DJ Premier currently owns two record labels. "Year Round Records" was founded in 2002 and has so far released several DJ Premier mixtapes as well as two 12" vinyl singles for NYG'z and Blaq Poet. "Works Of Mart", which is also the name of his publishing company, was founded in mid 2006 and released 12" vinyl singles for artists Tef (aka Teflon) and F.A.B.I.D. (H. Stax and Mike Rone).
Since 2001, DJ Premier mentioned several times the plan to release a solo album entitled "A Man Of Few Words", which has yet to be released. Other confirmed upcoming projects are a full-length colaboration with Nas, Blaq Poet's long delayed album "The Best That Never Did It", Tef's (aka Teflon) long announced album "Contraband" and last but not least protegés NYG'z long delayed debut album "Pros and Cons". As of early 2006, like many other artists, he keeps in touch with his fans through his blog on myspace.com, on which he has announced upcoming productions for Amerie, Canibus and many other yet to be released artist songs.g Str Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.