Питер Джозеф Эндрю Хэммилл (англ. Peter Joseph Andrew Hammill) (родился 5 ноября 1948 года в Илинге, западный Лондон, Англия) — певец, композитор и основатель прогрессив-рок-группы Van der Graaf Generator. Наиболее известен своими вокальными данными, его основные инструменты – гитара и фортепиано. Он также является звукорежиссёром собственных записей, а изредка и других музыкантов.
Сольная карьера Питера Хэммилла сосуществует с деятельностью группы Van der Graaf Generator.
В 1967 году Питер Хэммилл, Ник Пирн (Nick Pearne) и Крис Джадж Смит (Chris Judge Smith) основали группу, в последствии получившую название Van der Graaf Generator. В 1968 году группе был предложен контракт с фирмой "Меркюри Рекордс" (Mercury Records), который тем не менее подписал только сам Хэммилл. В 1969 году Van der Graaf Generator распалась, а Питер Хэммилл решил записать свой первый сольный альбом. В конечном счете, "The Aerosol Grey Machine", задумывавшийся как сольный альбом, был выпущен в США как первый альбом группы Van der Graaf Generator, что было необходимо для обхода ограничений контракта со звукозаписывающим лейблом.
Летом 1969 года Хэммилл обосновался в лондонском театре "Люсеум" (The Luceum Theatre) и еженедельно давал там сольные концерты. Однако вскоре Хэммилл вновь собрал Van der Graaf Generator, что не помешало ему записать свой первый настоящий сольный альбом "Fool’s Mate" (1971), содержащий песни ранних лет Van der Graaf Generator (1967—68 годы). В работе над альбомом в числе прочих принял также участие гитарист Robert Fripp.
Когда группа Van der Graaf Generator снова распались в августе 1972 года, Хэммилл возобновил свою сольную карьеру. Песни, предназначавшиеся для Генератора, были записаны на его сольных альбомах: "(In the) Black Room" (на "Chameleon in the Shadow of the Night"), "A Louse Is Not A Home" (на "The Silent Corner and the Empty Stage") и др. Это в значительной степени затрудняет разделение сольной работы Хэммилла и его работы с группой (для большинства как сольных песен, так и песен группы, он значится как единственный автор; а на некоторых его сольных альбомах играют все члены группы). Тем не менее, главным отличием сольных работ Хэммилла является их направленность на глубоко личностные переживания, тогда как песни группы Van der Graaf Generator обычно касаются более глобальных тем.
Альбом "Nadir’s Big Chance" сильно отличается по сравнению с предшествующим "In Camera". Тогда как "In Camera" отличается чрезвычайно закурченными и сложными песнями и даже имеет некоторые признаки конкретной музыки, "Nadir’s Big Chance" примечателен тем, что стал предшественником панк-рока. Во время выступления на радио в 1977 году Джон Лайдон (John Lydon) из Sex Pistols сыграл две вещи с этого альбома и выразил своё восхищение Хэммиллом в пылких выражениях: "Питер Хэммилл великолепен. Настоящий оригинал. Мне он нравится уже много лет. Если вы послушаете его, его сольные альбомы, я чертовски уверен, что Боуи много чего копировал у этого парня. Чести, которой он заслуживает, ему просто не воздали. Я люблю всё, что он делает".
Альбом "Over" (1977) содержит глубоко личные песни о разрыве длительных любовных отношений. В альбоме нашли отражение реальные факты личной жизни Питера Хэммилла.
Первым сольным альбомом Хэммилла после распада Van der Graaf в 1978 году был "The Future Now". Со следующими альбомами, "pH7" и "A Black Box" звук сделался более компактным, более "нью-вэйвовским". На этих альбомах Хэммилл сам играет на большинстве инструментов, в том числе на электронных ударных.
Затем появилась К-группа (K-Group), о которой в более поздние годы Хэммилл иногда будет отзываться как о "бит-группе". Группа состояла из самого Хэммилла (гитара и пианино), Джона Эллиса (John Ellis) на соло-гитаре, Ника Поттера (Nic Potter) на басу и Гая Эванса (Guy Evans) на ударных и перкуссии. К-группа записала альбомы "Enter K" и "Patience". Записи с нескольких концертов группы были изданы как альбом «The Margin» (и, позднее, переиздана в расширенном варианте как "The Margin +").
Далее последовал период сольной деятельности.
С февраля по октябрь 1990 года Питер Хэммилл играл с Ником Поттером (Nic Potter) на басу и Стюартом Гордоном (Stuart Gordon) на скрипке. Концертная запись выступлений была издана как альбом "Room Temperature".
С апреля 1993 по август 1996 года Питер Хэммилл играл с Ником Поттером на басу, Стюартом Гордоном на скрипке и Мэнни Элаесом (Manny Elias) на барабанах. Этот состав иногда называют Noise-группа. Концертная запись этих выступлений была издана как альбом "There Goes The Daylight". Это единственный альбом, не являющийся сборником различных живых записей, это запись одного выступления, правда, не полная.
С октября 1994 по август 1996 года Хэммилл играл с Дэвидом Джексоном (David Jackson) на флейте и саксофоне, Стюартом Гордоном на скрипке и Мэнни Элаесом на барабанах (этот состав иногда неофициально упоминается как "Peter Hammill Quartet").
С января 1998 по ноябрь 2006 года Хэммилл давал концерты в дуэте со Стюартом Гордоном на скрипке. Из записи этих концертов был собран альбом "Veracious".
Хэммилл перенес инфаркт в декабре 2003 года, меньше чем через 48 часов после того как он завершил запись альбома "Incoherence".
В конце 2004 года он был награжден итальянской премией Tenco как композитор (за сочинительство песен).
В конце 2004 года Хэммилл объявил о возрождении группы Van der Graaf Generator в классическом составе. Квартет записали новый альбом, "Present", который был выпущен в апреле 2005 года, и с мая по ноябрь 2005 года они отыграли серию хорошо принятых концертов.
Между 2005 и 2007 годами Хэммилл контролировал переиздание почти всех своих альбомов, выпущенных до Fie!, и также начал подобную работу над своими более поздними изданиями.
Сольная карьера Хэммилла не прекратилась из-за воссоединения Van der Graaf Generator. Он выпустил альбом "Singularity" в декабре 2006 года. Это был первый соло-альбом, который он записал после сердечного приступа. Альбом большей частью посвящен различным аспектам угасания, умирания и (внезапной) смерти.
Последний на данный момент альбом "Thin Air" был выпущен в июне 2009 года. Как и "Singularity", он полностью является единоличной работой Хэммилла.
В музыкальном отношении произведения Питера Хэммилла варьируется от коротких простых песен до очень сложных продолжительных композиций. Главным образом, из-за его отказа делать что-либо похожее на обычную "стандартную" музыку и полное отсутствие каких-либо отшлифованных модных штампов, среди его почитателей много спорят, причислять ли Хэммилла к прогрессивному року. Во многих интервью, однако, сам Хэммилл заявлял, что он не хотел бы быть отнесенным к прогрессив-рок-музыке, да к любому другому стилю вообще.
Питер Хэммилл — очень плодовитый музыкант, к настоящему времени выпустивший более трех десятков студийных сольных альбомов. Множество разных стилистик проявляются в его работе, среди них и авангардные электронные эксперименты ("Loops And Reels", "Unsung"), опера ("The Fall of the House of Usher"), сольное клавишное сопровождение ("And Close As This"), сольное гитарное сопровождение ("Clutch"), импровизация ("Spur of the Moment"), музыка к фильму ("Sonix") и медленные, меланхоличные баллады ("None of the Above") и т. п.
В записи сольных альбомов вместе с Хэммилл иногда работают музыканты группы Van der Graaf Generator, а также другие музыканты.
Голос Хэммилла – очень характерный элемент его музыки. Он поет в эмоциональной, часто даже в драматической манере. Как бывший хорист-иезуит, он обладает характерной для английского среднего класса манерой произношения, которая варьируется в тоне от мягкой просительной до кричаще напыщенной (которая, тем не менее, вполне контролируема). Питер Хэммилл поет в регистрах от баритона до высокого фальцета, он рычит, тихо напевает, вопит или кричит, чем порой вызывает невольную ассоциацию с гитарной игрой Джими Хендрикса.
Стихи Хэммилла — это другая отличительная особенность его работы. Он затронул много извечных тем, включая любовь и человеческие отношения, старение и смерть, человеческое безумие, самопознание и самоанализ, политику и религию. Лирика Хэммилла — сложна и многозначна, содержит массу отсылок к культурным реалиям времени и места.
В 1974 году Хэммилл опубликовал книгу "Killers, Angels, Refugees" (Charisma Books, London), коллекцию стихов, поэм и коротких рассказов. Позже она была переиздана самим Хэммиллом (Sofa Sound, Bath) и продолжена книгой "Mirrors, Dreams, Miracles" (1982). Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
Peter Joseph Andrew Hammill (born 5 November 1948, in Ealing, West London, England) is a singer-songwriter, and a founding member of progressive rock band Van der Graaf Generator. Most noted for his vocal abilities, his main instruments are guitar and piano. He also acts as a record producer for his own recordings, and occasionally for other artists.
With an extensive solo career spanning dozens of albums, Peter Hammill is certainly more than just the front-man and leader of Van Der Graaf Generator (VdGG). His literate, soul-examining lyrics and his often-anguished vocal delivery make his music perhaps an acquired taste, but his uncompromising artistic vision has shone since his first release, Fool's Mate, back in 1971.
Stylistically, he has forged his own path, touching on progressive rock, punk (before it was even called that), electronic experimentation, intimate singer-songwriter settings, and even opera/musical theatre (with his adaptation of Poe's The Fall of the House of Usher).
Hammill's solo career has coexisted with VdGG's activities. The band was offered a contract by Mercury Records in 1968, that only Hammill signed. When VdGG broke up in 1969 he wanted to record his first solo-album. In the summer of 1969 Hammill had a residency at The Lyceum and played weekly solo-concerts there. Eventually the intended solo-album was released under the VdGG-banner as their first album (The Aerosol Grey Machine). Hammill's first official solo-album was Fool's Mate (1971), containing songs from the early (1967/68) VdGG-days.
When VdGG broke up again in August 1972, Hammill resumed his solo-career. Songs that were intended for VdGG, now ended up on his solo-albums, notably "(In The) Black Room (Including 'The Tower')" (on Chameleon in the Shadow of the Night) and "A Louse Is Not A Home" (on The Silent Corner and the Empty Stage). This to some extent makes it difficult to separate Hammill's solo work during the 1970s from his work with the band (for the majority of both his solo-songs and the band's songs he is credited as the sole songwriter, and some of his solo albums feature all the members of Van der Graaf Generator). In general, however, solo Hammill is concerned with more personal matters, while the band's songs deal with broader themes.
Hammill's Nadir's Big Chance (1975} was a great change from the preceding album, In Camera. Whilst In Camera is characterized by extremely intense and complex songs and even has some musique concrete on it, Nadir's Big Chance is notable for its anticipation of punk rock. In a 1977 radio interview, John Lydon of the Sex Pistols played two tracks from the album and expressed his admiration for Hammill in glowing terms: "Peter Hammill's great. A true original. I've just liked him for years. If you listen to him, his solo albums, I'm damn sure David Bowie copied a lot out of that geezer. The credit he deserves, just has not been given to him. I love all his stuff"
Over (1977) contains very personal songs about the break-up of a long-term relationship.
Hammill's first solo-album after the 1978 break-up of Van der Graaf was The Future Now. With the next albums, pH7 and A Black Box, the sound got more compact, more new wave. On those albums, Hammill played the drums himself. What followed was 'the K-group'. In later years Hammill would sometimes refer to the band as a "beat group". The K-group consisted of Hammill himself on guitars and piano, with John Ellis on lead guitar, Nic Potter on bass, and Guy Evans on drums and percussion. They recorded the albums Enter K and Patience.
Hammill's early records, like the VdGG albums, were released on Charisma Records. He parted company with them after pH7 (1979), and then released albums on a number of small labels. A Black Box came out on S-Type, a label run by Hammill and his manager Gail Colson. Enter K and Patience appeared on Naive, Skin and Margin on Foundry and In A Foreign Town, Out of Water and Room Temperature: Live on Enigma Records. In 1992 he formed his own label, Fie!, on which all his albums since Fireships have been released. The label's logo is the Greek letter phi (Φ), a pun on PH-I. Ever since the 1970s he has also had his own home recording studio, appropriately called Sofa Sound (his website was later named after the studio).
Musically, Hammill's work ranges from short simple riff-based songs to highly complex lengthy pieces. Mainly because of his refusal to make anything resembling middle-of-the-road music, and the general absence of any smooth or glamorous sounds in his music, there is much debate amongst his admirers whether Hammill is to be considered a part of the so-called progressive rock scene. In many interviews however Hammill himself has stated that he does not want to be put in the progressive rock music label, or any music label at all.
His output is prolific. Many different styles of music appear in his work, among them artful complexity (for instance Chameleon in the Shadow of the Night), avant-garde electronic experiments (Loops & Reels), opera (The Fall of the House of Usher), solo keyboard accompaniment (And Close As This), solo guitar accompaniment (Clutch), improvisation (Spur of the Moment), film music (Sonix), band recordings (Enter K), and slow, melancholic balladry (None of the Above).
Hammill survived a heart attack in December 2003, less than 48 hours after having finished the recording of Incoherence. In 2005, Hammill announced the reformation of Van der Graaf Generator. In 2004 they had recorded a new album, Present, which was released in April 2005, and from May until November 2005 played a series of well received concerts.
Between 2005 and 2007 Hammill has overseen the remastering of almost all of his pre-Fie! releases, and has also started similar work on his more recent catalogue. The last of the Charisma remasters was released in September 2007.
Hammill's solo-career did not end because of the VdGG-reunion. He released his new album Singularity in December 2006. It was the first solo-album he completed after his heart attack, and for a large part it deals with matters of life and (sudden) death.
In 2007 several gigs by Van der Graaf Generator as a trio (minus David Jackson) have taken place in Britain and the rest of Europe, and their new album Trisector was released in March 2008. Hammill's new solo album, Thin Air came out 8th June 2009. Hammill and the band are touring extensively in USA, Japan and Europe these days. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.