Фиона Эппл Мэггарт (Fiona Apple Maggart) родилась 13 сентября 1977 года в Нью-Йорке, в артистической семье. Ее отец ‒ звезда телесериалов, красавчик-актер Брэндон Мэггарт ‒ познакомился с ее мамой ‒ прекрасной поварихой, фитнес-тренером, танцовщицей, певицей и актрисой Дайэн МакЭфи на съемках одного мюзикла. У них были дети от предыдущих браков и в этом браке родились две девочки ‒ Фиона и ее сестра Эмбер. Родители Фионы развелись, когда ей было 4 года, все дети в семье очень болезненно восприняли это событие Отец со "своими" детьми уехал в Лос-Анджелес, Фиона осталась в Нью-Йорке с "мамиными".
Девочка росла в одном из кварталов Западного Манхэттена и, сколько себя помнит, все время пела. В очень раннем возрасте у нее появился интерес к чтению серьезных книг, джазу и музыкальной теории. С 8 лет ее уже видели в фортепианном классе, но через пару лет она забросила учебу и осталась наедине со своей интуицией, детскими мечтами и воспоминаниями. Одноклассники очень хорошо помнят это ранимое создание с грустными глазами. И вряд ли забудут они тот день, когда Фиона неожиданно для всех заявила о желании убить свою сестру и покончить с собой, тогда впервые Фиону отправили к психиатру.
В 10 лет она пробовала озвучивать увлекательные рассказы о животных на канале "National Geographic", а чуть позже написала свои первые песни. Одну из них ("The Truthful Night") Фиона посвятила конфликтам между родителями и самым ужасным моментам своего детства, когда приходили мрачные мысли. Но, не успев избавиться от одной травмы, детская психика подверглось куда более сильному потрясению. На полпути к дому 12-летняя девочка была избита и изнасилована незнакомцем, которому удалось скрыться.
Прийти в себя Фионе удалось только через несколько лет. Злоба на родителей куда-то улетучилась. Фиона приехала погостить у отца и закончить школу. Она стала писать стихи, переложила их на музыку и решила записать демо ‒ может, кто заинтересуется. К Рождеству 1994 года были готовы первые три песни, которые она забрала с собой в Нью-Йорк, задумав провести праздники с мамой и сестрой. Одну из привезенных кассет она подарила подруге, которая по счастливой случайности присматривала за ребенком Кэтрин Шенкер, известного музыкального издателя, чьими клиентами в то время являлись Стинг, SMASHING PUMPKINS и AEROSMITH.
Говорят, чего только не случается на Рождество. На праздничной вечеринке в доме Шенкер песни Фионы нашли своего покровителя. Им стал знаменитый менеджер и продюсер WALLFLOWERS Эндрю Слэйтер, который выбил для Эппл контракт с лейблом Work, принадлежащем Sony, и спродюсировал ее дебютный альбом "Tidal", вышедший в июле 1996 года. Отличительными особенностями диска стали мелодичная спонтанность ("Собираясь в студии, мы просто играли"), джазовые увертюры, автобиографичность текстов с легким оттенком печали, обезоруживающие прямота и честность Фионы. Несмотря на то, что об изнасиловании упоминалось всего лишь в одной композиции (в припеве "Sullen Girl") она категорически возражает против упоминаний о ее персоне, как о типичной жертве насильников, Эппл часто заявляла в прессе, что ее артистический талант вряд ли бы раскрылся, не будь того кошмарного случая.
На волне популярности трех удачных синглов "Shadowboxer", "Sleep To Dream" и "Criminal", в неоднозначном видеоклипе, в котором она была похожа на набоковскую Лолиту, "Tidal" очень скоро стал трижды платиновым, но шоу-бизнес не знал, кого он принял в свои ряды. И на первом же серьезном мероприятии 1997 MTV Video Music Awards, на котором принято благодарить сильных мира сего, молодая певица, названная лучшим новым артистом года и уже успевшая приучить публику, что она всегда говорит правду, вместо того, чтобы поблагодарить свой лейбл и всех присутствовавших на церемонии награждения, назвала шоу-индустрию последним дерьмом, а своим поклонникам посоветовала забыть о том, что говорят, о чем поют и во что одеваются популярные артисты, перестать считать крутым неестественность и дурные манеры, а полагаться только на свой вкус.
Альбом "When The Pawn Hits The Conflicts He Thinks Like A King/ What He Knows Throws The Blows When He Goes To The Fight/ And He'll Win The Whole Thing 'Fore He Enters The Ring/ There's No Body To Batter When Your Might/ So When You Go Solo, You Hold Your Own Hand/ And Remember That Depth Is The Greatest Of Heights/ And If You Know Where You Stand, Then You Know Where To Land/ And If You Fall It Won't Matter, 'Cuz You'll Know That You're Right" . Девяносто слов в названии альбома ‒ это не только абсолютный рекорд, достойный Книги рекордов Гиннеса, но и мини-поэма, которую она написала сразу же после знаменитой статьи в журнале "Spin", выставившей на посмешище ее детские переживания, и смелый поступок, рисующий портрет взрослого не по годам Человека, много пережившего на своем веку.
Под патронатом продюсера Джона Бриона (Jon Brion) она подготовила интеллигентную, приятно звучащую запись с безупречными аранжировками. Легкий флирт с джазом позволил придать композициям элегантность и карнавальную красочность одновременно. Не все поклонники артистки по достоинству оценили эти нововведения, но нашлось достаточно симпатизирующих ей меломанов, чтобы альбом не остался без внимания. Наиболее широкой популярностью пользовался сингл "Fast as You Can", получивший активную ротацию на рок-радио. Поддержанный радиослушателями, лонг-плей "When the Pawn..." не только повторил, но и улучшил показатель своего предшественника в чартах, покорив 13-ю строчку Billboard 200. Миллионный тираж был ему гарантирован.
В начале 2000-х о Фионе Эппл почти ничего не было слышно. Фаны знали, что после мирового турне и заслуженного тайм-аута она вплотную взялась за новый материал. Однако напрасно ждали они выхода следующего альбома. Только в 2003 году, и то исключительно благодаря интернету, фановская гвардия узнала, что компания Sony забраковала весь записанный материал, над которым артистка работала под опекой все того же Джона Бриона. Руководство лейбла потребовало все переделать и поставило ей условие: она должна отчитываться о каждой отработанной сессии и выносить на одобрение каждую новую песню, чтобы получить финансы на следующую. Фиона взбунтовалась, на таких унизительных условиях она работать не могла. И не беда, что Sony уже потратили 800 тысяч долларов на подготовку ее нового лонг-плея. Лучше она вообще бросит этот альбом и займется чем-нибудь другим, например благотворительностью.
В течение двух лет певица занималась чем угодно, кроме музыки. Ситуация не менялась на протяжении всего 2004 года, пока наконец в начале 2005-го стараниями неизвестного доброжелателя материалы студийных сессий, проведенных с Брионом, не попали в интернет. Многочисленные поклонники не только скачивали песни Эппл в формате МР3, не только передали их в ротацию на радиостанции Сиэтла, но и организовали активную кампанию в ее поддержку под девизом "Free Fiona", обвиняя лейбл в необъективном отношении к артистке. Штаб-квартира по борьбе за права Фионы Эппл, располагалась в интернете по адресу FreeFiona.com. Кроме распространения информации в сети, наиболее инициативные фаны пикетировали нью-йоркский офис Sony, рассылали петиции боссам лейбла. Так что ко всем своим прозвищам (самые ласковые из которых ‒ вундеркинд и задира) Фиона Эппл могла добавить и титул "интернет-сенсация", хотя саму ее такой поворот событий очень смутил: "Они продолжали бороться, когда я уже готова была сдаться. Я почувствовала себя такой ленивой".
Борьба была не напрасной: летом 2005 года третий альбом получил название ‒ "Extraordinary Machine" и дату выхода в свет ‒ октябрь 2005. Продюсерское кресло, по настоянию Фионы, было предоставлено другому человеку ‒ Майку Элизондо (Mike Elizondo), среди подопечных которого значились в основном хип-хопперы: Эминем, Dr Dre, 50 Cent. На втором альбоме певицы можно услышать и его бас-гитару ‒ Майк еще и очень востребованный басист. Несколько композиций на новом альбоме были написаны Фионой по горячим следам разрыва с бой-френдом Полом Томасом Андерсоном (Paul Thomas Anderson), игравшим в группах Boogie Nights и Magnolia. Альбом "Extraordinary Machine" звучал не так вычурно, как предыдущие работы, но джазовая составляющая осталась в силе и даже намеренно подчеркивалась, придавая саунду интенсивность и контрастность.
После почти шестилетнего перерыва артистка вернулась на сцену и отправилась в большое турне по Соединенным Штатам. Часть гастролей она провела на разогреве у Coldplay, а тем временем "Extraordinary Machine" был выдвинут на соискание Grammy как лучший вокальный поп-альбом. В перспективе ему под силу превзойти по популярности два первых релиза Эппл ‒ уже несколько месяцев подряд диск входит в первую десятку самых продаваемых альбомов Америки. Золотой сертификат он получил на третий месяц продаж. А читатели журнала "Entertainment Weekly", газет "The New York Times" и "Los Angeles Times" и еще десятка изданий назвали "Extraordinary Machine" лучшим альбомом 2005 года. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
Fiona Apple (Fiona Apple McAfee Maggart, born September 13, 1977) is an American singer-songwriter and pianist. Her albums, Tidal (1996), When the Pawn... (1999), Extraordinary Machine (2005) and The Idler Wheel Is Wiser Than the Driver of the Screw and Whipping Cords Will Serve You More Than Ropes Will Ever Do (2012), have sold over five million copies worldwide.
Born in Manhattan, New York, United States, Apple made her break into the music industry when a friend, who babysat for a record executive, handed her employer a demo. Apple's husky voice, nimble piano skills, and mature lyrics got the attention of Sony executive Andy Slater, who signed her to a record deal.
In 1996, Apple's debut album Tidal was released by a subsidiary of Sony. The album went on to sell 3 million copies (certified triple platinum) domestically.
"Criminal," the third single from Tidal, became Apple's breakthrough hit. The song garnered a great deal of attention, in part for its suggestive lyrics ("I've been a bad, bad girl...") but also for the controversial music video, directed by Mark Romanek. The video featured a waifish, half-dressed Apple surrounded by the aftermath of a party, including unconscious party-goers. The video received heavy rotation on VH-1 and MTV and gained the singer immediate notoriety. Years later, Apple said, "I wasn't (comfortable). And you can see that in the video. It's not sexy. It's disturbing."
Other singles from Tidal included "Sleep to Dream," "Shadowboxer," "Never is a Promise," and "The First Taste."
In 1998, she contributed two tracks to the Pleasantville soundtrack, "Please Send Me Someone to Love" and a cover of the Beatles hit "Across the Universe".
In 1999, Apple's second album was released with the name "WHEN THE PAWN Hits The Conflicts He Thinks Like A King What He Knows Throws The Blows When He Goes To The Fight And He'll Win The Whole Thing 'Fore He Enters The Ring There's No Body To Batter When Your Mind Is Your Might So When You Go Solo, You Hold Your Own Hand And Remember That Depth Is The Greatest Of Heights And If You Know Where You Stand, Then You Know Where To Land And If You Fall It won't Matter 'Cuz You'll Know That You're Right" but it has just been commonly called "When the Pawn." This album released the singles "Fast As You Can," "Limp," and "Paper Bag."
A third album, Extraordinary Machine, which was produced by Jon Brion, was submitted to Sony executives in May 2003. Sony was reportedly unenthusiastic about the finished product, and the project was shelved for over two years. In 2004 and 2005, tracks were leaked on the Internet in MP3 format and played on U.S. and international radio; subsequently, MP3s of the entire album, believed produced by Brion (although he later claimed the leaked tracks were "tweaked" beyond his own work), went online. Although a website distributing the album was quickly taken offline via the DMCA copyright law, they soon reached P2P networks and were downloaded by fans.
In August 2005, the album was given a release date for October. Production had been completed by Mike Elizondo (though known for his work with hip-hop artists such as Dr. Dre, he had previously played bass for Apple on Pawn) and co-produced by electronica experimentalist Brian Kehew. Spin Magazine later reported: "Fans erroneously thought that Apple's record label, Epic, had rejected the first version of Extraordinary Machine... in reality, according to Elizondo, Apple was unhappy with the results, and it was her decision to redo the record, not her label's." Two of the eleven previous leaked tracks were relatively unchanged, nine were completely retooled, and one new song was also included. According to Elizondo, "Everything was done from scratch." Upon its release, the album became the highest-charting album of Apple's career (debuting at number seven), and before the end of 2005 had sold more than 300,000 copies in the United States alone.
It was revealed in late 2005 that Sony was initially unhappy with the work, and Apple and Brion sought to rework the album. Sony made caveats on the process, to which Apple balked. After a long period of waiting, she began an attempt to rework the album with close friend Kehew (also a friend and former roommate of Jon Brion). Elizondo was brought back as co-producer to complete the tracks he had begun with Brion and Apple. Despite suggestions that the album had caused a rift between Brion and Apple, they regularly perform together at Largo, a club in Los Angeles, including a joint appearance with Elizondo on bass just before the news broke of an official release. Apple went on a live tour to support the album in late 2005, and from early 2006 supported Coldplay on their tour of North America. The album has yielded four singles: "Parting Gift," "O' Sailor," "Not About Love," and "Get Him Back."
In 2006, a special edition version of "Tim Burton's The Nightmare Before Christmas" was released, with Fiona Apple contributing a version of "Sally's Song."
In January 2010, Fiona Apple and Jon Brion performed together at "Love and Haiti, Too: A Music Benefit", a charity concert for the people hurt by the Haiti Earthquake. Fiona sang a cover of "(S)he's Funny That Way", composed by Neil Moret, lyrics by Richard Whiting, which is often associated with the singer Billie Holiday.
In June 2010, Fiona released a song titled "So Sleepy" produced by Jon Brion written by children involved with the non-profit organization 826LA. The song will be included on a compilation album released by the organization titled Chickens in Love. She also collaborated with Margaret Cho on Cho's album Cho Dependent.
The Every Single Night Songfacts reports that Apple began recording new material for her fourth album The Idler Wheel… in the late 2000s, keeping her sessions secret, even from her label, Epic Records. She opted to produce the album with her touring drummer, Charley Drayton, rather than her longtime collaborator Jon Brion. Executives at Epic only discovered that Apple had recorded an album in early 2012, when she presented it to them. It will be released on June 19, 2012. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.