Тексты песен Tori Amos

Tori Amos - Bliss
12 дней назад 293 (не задано)
Tori Amos - China
9 дней назад 282 (не задано)
Tori Amos - Carnival
4 дня назад 431 (не задано)
Tori Amos - Mr. Zebra
3 часа назад 266 (не задано)
Tori Amos - Crucify
12 дней назад 390 (не задано)
Tori Amos - Girl
4 часа назад 299 (не задано)
Tori Amos - Silent All These Years
29 дней назад 275 (не задано)
Tori Amos - Mother
7 дней назад 270 (не задано)
Tori Amos - Little Earthquakes
4 дня назад 246 (не задано)
Tori Amos - Past the mission
3 дня назад 353 (не задано)
Tori Amos - Cornflake Girl
14 дней назад 266 (не задано)
Tori Amos - Cloud on my Tongue
19 часов назад 363 (не задано)
Tori Amos - Muhammad my Friend
11 часов назад 441 (не задано)
Tori Amos - Take To The Sky
10 дней назад 311 (не задано)
Tori Amos - Sweet Dreams
14 дней назад 220 (не задано)

Информация о артисте

Ньютон, Северная Каролина, США (1963 – настоящее время)

Тори Эймос (Tori Amos), не имея в активе ни одного сверхпопулярного хита, не спровоцировав ни одного повода для появления на страницах желтой прессы, смогла обзавестись миллионами отчаянно преданных поклонников, став одной из ключевых фигур женского рок-движения 90-х. Делая акцент на остроумные, вдумчивые, образные тексты и опираясь на традиции авторского рока 70-х, Тори Эймос остается одной из очень немногих артисток, влюбленных в рояль и почти никогда с ним не расстающихся. С его помощью она высказывает свой взгляд на политику, религию, историю, сексуальность, власть мужчин и женские проблемы. Его звучание она дополняет органом, клавесином, клавикордами, фисгармонией, клавишами Fender Rhodes, выступая певицей, пианисткой, композитором, аранжировщиком и продюсером в одном лице. Мастерски сочетая смелую, актуальную лирику и оркестровые медитации, она вдохнула новую жизнь в рояль как инструмент рок-н-ролла, стала голосом женщин на стыке столетий - решительных, любящих, страдающих, самостоятельных, настоящих...

22 августа 1963 года в семье священника методистской церкви в городе Ньютон, штат Северная Каролина, родилась дочь Майра Эллен Эймос (Myra Ellen Amos). О том, что девочку ждет большое будущее, ее родные заподозрили очень рано. В два с половиной года, после переезда семьи в Балтимор, Майра попробовала брать первые аккорды на пианино, в четыре начала петь в церковном хоре, а через год - сочинять инструментальные этюды. Если на это еще можно было смотреть как на детские забавы, то когда в 1968 году пятилетняя девочка выиграла стипендию и стала самой юной ученицей школы при консерватории в Роквилле, к этому маленькому вундеркинду стали относиться совсем иначе.

Впрочем, обучение в школе протекало не так гладко, как хотелось бы. В девять лет Майра Эллен начала писать стихи, потом появились первые песни, а когда десятилетняя девчонка увлеклась рок-н-роллом, начала подбирать на слух песни Джона Леннона и The Doors, формальное академическое образование отошло на второй план. Ей было 11, когда дирекция школы отказала ей в стипендии. Да и саму ее консерваторский диплом больше не привлекал. Через два года Эймос станет студенткой колледжа Ричарда Монтгомери и под влиянием Led Zeppelin начнет писать рок-баллады, а вскоре и выступать в местных кафе и барах. Ее отец, который всегда поощрял и поддерживал Майру, примется рассылать ее демо-записи звукозаписывающим компании, которые будут годами упорно отмалчиваться.

Майра Эллен Эймос впервые почувствовала сладость победы в 14 лет, когда выиграла окружной песенный конкурс с песней "More Than Just a Friend". Это было в 1977 году. К 80-му году она собрала уже целую коллекцию школьных титулов, в том числе самой талантливой, самой перспективной и "лучшей из лучших" учениц. Кроме пения, она увлекалась театром и играла в школьном драматическом кружке Black Maskers. В выпускном классе она написала вместе с братом Майком композицию "Baltimore" для песенного конкурса Baltimore Orioles. Эймос выиграла это состязание и автоматически открыла отсчет своей дискографии. В 1980 году вышел ее дебютный сингл "Baltimore", включающий еще одну мелодию "Walking With You". Именно тогда из Майры Эллен она превращается в Тори - по совету приятеля, который как-то подметил, что она выглядит скорее как Тори, чем как Эллен.

Однако первые шаги в шоу-бизнесе оказались совсем не такими легкими, как ей мечталось. 21-летняя Тори переехала в Лос-Анджелес, где несколько лет оттачивала сценическое мастерство в ресторанах, барах и гей-клубах, исполняя под рояль как свои собственные песни, так и каверы Джони Митчелл (Joni Mitchell), Билли Холидэй (Billie Holiday), Билла Уизерса. Заодно снялась в паре-тройке рекламных роликов, в том числе в рекламе сухих завтраков, обойдя на кастинге тогда еще никому не известную Сару Джессику Паркер.

В 1985 году она решила взяться за дело с другой стороны и собрала собственную команду Y Kant Tori Read, в названии которой был зашифрован вопрос: "Почему Тори не умеет читать?" Имеется в виду чтение по нотам, из-за нелюбви к которому Эймос в свое время исключили из школы при консерватории. Название оказалось несчастливым. Озаглавленный так же дебютный альбом Тори Эймос, спродюсированный ею самой и выпущенный в 1988 году по контракту с Atlantic Records, не только не принес певице успеха, но и вызвал череду разгромных статей в прессе. Причем мнение рецензентов абсолютно совпадало с мнением публики.

После этого катастрофического провала Тори Эймос долго не могла прийти в себя. "Я выкарабкивалась после своего фиаско, как могла, - вспоминала она позднее. - В какой-то момент я вообще перестала понимать, зачем пишу музыку". Однако она не перестала считать музыку своим призванием. К тому же с рекорд-компанией ее связывал контракт на шесть альбомов, так что отступать было некуда. Она пробовала работать с бэк-вокалистами, писала мелодии для кино, исполняла песни с провалившейся пластинки на концертах.

Первые наброски для следующего альбома ее рекординговые боссы забраковали. По их мнению, девушка, поющая под рояль, не имела никаких шансов на рынке начала 90-х, которым правили гранж, данс-поп, рок и рэп. Саранжировав песни заново, Эймос переписывает весь материал вместе с новой командой музыкантов - Стивом Кэтоном (Steve Caton), с которым она познакомилась еще в начале 80-х, Эриком Росси (Eric Rosse), Уиллом Макгрегором (Will MacGregor), Карло Нуччо (Carlo Nuccio) и Дэном Небензалом (Dan Nebenzal).

Выданная на-гора подборка исповедальных баллад, непринужденных и эмоционально убедительных, рассказывающих о религиозных поисках Тори, о ее становлении как личности и как женщины, об опыте сексуального насилия, с которым она столкнулась в первый год жизни в Лос-Анджелесе, не вызвала никаких нареканий со стороны главы Atlantic Дуга Морриса (Doug Morris). В текстах и мелодике ее песен ощущалось влияние Джони Митчелл, а в аранжировках слышались отголоски Кейт Буш (Kate Bush). Прозорливый Моррис решил бросить основные силы на ее раскрутку в Великобритании, а не в Америке. И не прогадал.

В 1991 году компания командирует Тори Эймос в Лондон, где она готовит первый британский мини-диск "Me and a Gun" с четырьмя треками (он выходит в октябре), поддержав его серией концертов и многочисленными интервью в музыкальной прессе и радиоэфире. Английской публике ее представляли то как наследницу Джони Митчелл, то как женскую альтернативу Элтону Джону (Elton John). В любом из обличий она очень импонирует и журналистам, и рядовым меломанам. Ее второй британский сингл, включавший песни "Me and a Gun" и "Silent All These Years", стал синглом недели на BBC Radio 1 и добрался до Тор 50 английского хит-парада. Доказав, что брэнд "Тори Эймос" обладает большим маркетинговым потенциалом, артистка с победой возвращается в Америку.

Действуя по уже опробованной схеме, лейбл издает ее первый по-настоящему сольный альбом "Little Earthquakes" сначала в Европе (в январе 1992), а через несколько месяцев и в Штатах. Никакого сравнения с 1988-м годом. Тор 20 в Англии и Тор 50 в Америке, щедрые комплименты критиков, которые уже далеко не так активно сравнивают ее с Кейт Буш и Джони Митчелл. Вдохновенная пианистка, Эймос проявила себя и как разноплановая вокалистка, используя широкий технический и эмоциональный диапазон. Ее песни отличаются обжигающей искренностью и экспансивностью, покоряя слушательниц, которые на ее концертах, случается, не могут сдержать слез. Бесстрашная откровенность Эймос никого не оставляла равнодушным, в чем певица убедилась сама, объезжая с концертами Северную Америку, Европу, Австралию и заглянув в Израиль.

Тем временем в продаже появился еще один мини-диск "Crucify" с тремя каверами рок-классики: "Smells Like Teen Spirit" Nirvana, "Thank You" Led Zeppelin и "Angie" Rolling Stones. Интимное, даже несколько эротичное исполнение рок-композиций нисколько не разочаровало слушателей. В Штатах диск засветился в первой двадцатке рок-чарта.

Друг и верный коллега Эрик Росси составил Эймос компанию в ее рабочей поездке в Нью-Мексико, где за несколько месяцев 1993 года был написан и почти полностью записан новый альбом "Under the Pink". К сессиям привлекался также фронтмен Nine Inch Nails Трент Резнор, причем часть записи проходила в его новоприобретенном доме, том самом, где в 1969 году последователями Чарльза Мэнсона была убита актриса Шарон Тейт. Если сюжеты для первой пластинки певице подсказывала ее собственная биография, то теперь она находила их повсюду - в творчестве Сальвадора Дали, в романах Элис Уокер и судьбе русской царевны Анастасии Романовой (ей Эймос посвятила печальную 9-минутную композицию "Yes, Anastasia"). Мелодика ее новых вещей опиралась на классическую музыку, а основной акцент в аранжировках переносился на рояль.

Артистка могла быть довольна и творческими и коммерческими результатами своего труда: "Under the Pink" возглавил поп-чарт Великобритании (давненько настолько своеобразный артист не имел в Англии такого явного успеха), добрался до 12-й строки в американском рейтинге, разошелся миллионным тиражом и был номинирован на Grammy в категории "Лучшее альтернативное музыкальное выступление". Начиная с этого альбома каждая новая запись Тори Эймос будет неизменно номинироваться на премию Grammy в числе лучших образцов альтернативной музыки. Тори Эймос удалось сплавить невинность и сексуальность, одухотворенность и ересь, и это соединение несовместимого придало ее музыке такую внутреннюю силу. Пресса причисляет ее, наряду с Пи Джей Харви (PJ Harvey) и Бьорк (Björk), к новой волне интеллектуальной, качественной женской музыки.

Неожиданно сумасшедшую популярность в английских клубах приобретает ремикс на трек "Professional Widow", записанный Армандом Ван Хелденом (Armand Van Helden). Песня в конце концов становится хитом #1 в британском чарте синглов.

Летом 1994 года певица выступила сооснователем общественной организации RAINN (The Rape Abuse and Incest National Network), призванной помогать жертвам сексуального насилия или инцеста.

Примерно в это же время Тори пережила разрыв с Эриком Росси, давним другом и профессиональным партнером. Чтобы сменить обстановку, она уехала на Гавайи, где заинтересовалась культом богини вулканов Пеле (Pele). Именно там и родилась идея будущего альбома, запись которого проходила в Ирландии - в старинном доме георгианской архитектуры и ирландской церкви.

Обложку пластинки "Boys for Pele" (1996) украшало изображение Тори, сидящей в провокационной позе и держащей в руках винтовку. Во вкладыше содержалась еще более скандальная фотография с прикорнувшим к обнаженной груди певицы молочным поросенком. Содержание песен и музыкальная фактура альбома соответствовали оформлению. Гавайская богиня вулканов Пеле, вдохновившая Эймос, стала неким альтер-эго певицы, грозной альтернативой вездесущему образу отца. Чтобы добиться максимального драматизма, Эймос, выступившая продюсером записи, специально усиливала контраст между исповедальной лирикой, полной страдания и гнева, и сдержанной вокальной манерой. Она не отказывалась от экспериментов: отставив в сторону рояль, привнесла в аранжировки элементы барокко (для чего альбом и записывался в церкви), создавая более мрачную палитру с помощью струнных и духовых инструментов, клавикорда, фисгармонии и таких нетипичных для поп-музыки ингредиентов, как духовный хор, волынка и церковные колокола.

Самый амбициозный и сложный из всех ее альбомов, неоднозначно оцененный критиками, "Boys for Pele" остается одним из самых успешных в ее карьере. С первой же недели диск поднялся на вторую позицию в хит-парадах США и Англии и через пару месяцев стал платиновым.

Встречаясь с журналистами во время тура в поддержку "Boys for Pele", певица впервые откровенно рассказала о своих опытах с галлюциногенными наркотиками. Она называла такие сеансы "чаепитием с дьяволом" и написала об этом песню "Father Lucifer". Во время этих же гастролей она близко сошлась с английским звукоинженером Марком Холи (Mark Hawley), работавшим в ее команде, и, ожидая ребенка, планировала на год-полтора сделать перерыв в рабочем графике. Но беременность протекала неудачно, незадолго до Рождества 1996 года у нее случился выкидыш. Чтобы восстановиться физически и морально, Эймос отправилась во Флориду, где неожиданно для самой себя начала писать новые песни.

Летом 1997 г. Тори Эймос поселилась вместе с Марком Холи в Корнуолле. Часть своего нового дома они переоборудовали под студию звукозаписи, где и протекала запись четвертого лонг-плея "From the Choirgirl Hotel". Он был опубликован в мае 1998 года и удивил поклонников артистки масштабными аранжировками и появлением элементов танцевальной музыки и джаза. Клавишница широкого профиля, Эймос привлекла к сессиям внушительный отряд музыкантов, записывающих партии акустической и электрической гитары, мандолины, струнных, маримбы, барабанов, перкуссии и бас-гитары. Образ одинокой девушки за роялем временно отошел на второй план, хотя на альбоме, как и раньше, есть очень трогательные и нежные песни, например "Jackie's Strength", в которой Тори сравнивает день своей свадьбы (она обвенчалась с Марком в феврале 98 г.) со свадьбой Джеки Кеннеди.

Британский журнал "Q" назвал "From the Choirgirl Hotel" лучшим альбомом 1998 года. А стараниями активных меломанов диск покорил десятку музыкальных бестселлеров как в Великобритании, так и в Америке. На встречу с фанами певица впервые отправилась в сопровождении полного ансамбля. На протяжении этого тура, озаглавленного "Plugged '98", на сцене ей аккомпанировали коллеги по последним студийным сессиям: барабанщик Мэтт Чемберлен (Matt Chamberlain), басист Джон Эванс (Jon Evans) и гитарист Стив Кэтон.

Собрав неплохой урожай аплодисментов и хвалебных отзывов в прессе, Тори вернулась домой и сразу окунулась в студийную работу. Поначалу она планировала выпустить сборник би-сайдов и неизданных песен, но предпочла записать новый диск и объединить его с концертными материалами, снятыми во время последних гастролей. Так появился двойной альбом "To Venus аnd Back" (1999), включающий живой диск "Live: Still Orbiting" и 11 новых треков, собранных под заголовком "Venus Orbiting". Гуттаперчевый вокал Тори Эймос в окружении электронной фактуры и приглушенного рояля позволял совсем иначе взглянуть на такие нетипичные для поп-музыки темы, как нераскрытые убийства нескольких женщин на границе США и Мексики, галлюциногенные растения и биография Наполеона Бонапарта.

Пятинедельный промо-тур певица провела в тандеме с Аланис Мориссетт (Alanis Morissette). Запланированная сольная часть турне прошла со сбоями - Тори выпала из графика из-за еще одного выкидыша. Как вспоминала она в автобиографической книге "Piece by Piece" (2005), лейбл дал ей всего два дня на поправку и заставил продолжить выступления. Это стало одной из веских причин ее разрыва с компанией в 2002 году.

Зато конец 1999-го и почти весь 2000-й год Тори Эймос, впервые за долги годы, посвятила себе, своей семье, восстановлению сил. В сентябре 2000 года у нее и Марка Холи родился долгожданный ребенок - девочка, которую назвали Наташей.

Чувствуя охлаждение к ней руководства Atlantic и недостаток промоушена, певица решила не отдавать больше лейблу новых песен, а записать подборку кавер-версий. "Strange Little Girls" - так назывался ее новый релиз, для которого Тори, действуя как всегда нестандартно, выбрала песни, написанные исключительно мужчинами о женщинах, перевернула их с ног на голову и представила каждый сюжет с характерно женской точки зрения. В новой интерпретации треки очень разных артистов (Нила Янга (Neil Young), Дэвида Боуи (David Bowie), Элвиса Костелло (Elvis Costello), Depeche Mode, The Beatles, Slayer, Public Enemy и так далее - подбор довольно эклектичный) изменились до неузнаваемости. От некоторых вещей кровь стынет в жилах, например, когда Тори выступает от лица утопленницы, убитой собственным мужем, - так она интерпретировала ''97'Bonnie & Clyde" Эминема.

Мнения рецензентов относительно этого диска разделились, в отличие от поклонников Эймос, которые с большой симпатией отнеслись к интерпретациям певицы, особенно в Штатах, где "Strange Little Girls" отметился в первой пятерке хитов. С песней Тома Уэйтса (Tom Waits) "Time" Тори Эймос выступила в ночном шоу Дэвида Леттермана через неделю после терактов 11 сентября 2001 года - в то время, когда большинство артистов выехало из Нью-Йорка или отказывалось выходить в эфир.

Концертное турне "StrangeLittleTour", первые по-настоящему сольные гастроли с 1994 года, оказалось и самым коротким: тур продлился всего три месяца с перерывами. В поездках артистку сопровождала ее годовалая дочь.

Новым рекординговым покровителем певицы становится компания Epic/Sony, для которой в 2002 году она записывает лонг-плей "Scarlet's Walk". По словам Тори, тематика ее нового альбома сугубо американская: тут и история Америки, и судьбы коренных американцев, и Оливер Джексон, и женоненавистничество, и порнография, и мазохизм. Непосредственным толчком к созданию этого "звукового романа" послужили трагические события 11 сентября 2001 года. Но политический аспект альбома специально не заострялся, сглаженный гармоничным продюсированием и мягким характером композиций. Альбом "Scarlet's Walk" стал особой вехой в биографии Эймос по ряду причин - и по тематическому размаху, и по новизне оркестровок, в которых на первый план вышли ударные и бас-гитара, а пианино звучало как вспомогательный оттеночный инструмент.

Популярность Тори Эймос росла на глазах, на продажи жаловаться не приходилось, промо-тур продлился почти год и дал богатый концертный материал, часть которого попала на DVD "Welcome to Sunny Florida" (2003). Любопытно, что ее турне 2002-03 годов стало одним из самых прибыльных американских туров этого периода.

Официально расставшись с компанией Atlantic, артистка не выполнила последнего пункта своего контракта - не выпустила коллекции лучших песен. Подготовку этого релиза она решила взять под свой контроль и в ноябре 2003 года представила "песенную автобиографию" под названием "Tales of a Librarian". Обойдя вниманием некоторые из самых известных своих хитов, она выбрала вещи, которые, по ее мнению, лучше всего объясняли важные моменты ее жизни, добавив две новых композиции.

Проведя около года в одной упряжке с бэк-музыкантами Мэттом Чемберленом и Джоном Эвансом, Тори влюбилась в плотное, ёмкое, интенсивное звучание рок-группы, которое и решила использовать в дальнейшей работе. В основу стихотворной канвы ее восьмого альбома "The Beekeeper" легло несколько тем, которыми певица увлекалась в последние годы. Во-первых, это древнее искусство пчеловодства, которое в ее воображении предстает источником вдохновения и жизненной силы женщин. Во-вторых, гностические Евангелия, полные мистических сюжетов. И в-третьих, ослабление исторической роли женщины, поддержанное христианской церковью. В последнюю минуту она включила в альбом песню "Toast", посвященную памяти брата Майкла, который погиб в автокатастрофе в ноябре 2004 года.

Хотя некоторым критикам концепция альбома показалась несколько туманной, удачное обновление саунда за счет привлечения лондонского госпел-хора и органа, элементов фанка и ритм-н-блюза понравилось большинству фанов. В Штатах "The Beekeeper" вошел в пятерку бестселлеров, а кроме того, оказался самым успешным релизом Эймос в Германии (#8 в поп-чарте).

Афиши с надписью "Original Sinsuality Tour", рекламировавшие гастроли Тори Эймос, были расклеены в городах Европы, Америки и Австралии, куда певица не заглядывала уже 11 лет. Выступая под аккомпанемент пианино и органа, Тори отметилась на фестивале в Гластонбери и на сцене Meltdown Festival, организованного Патти Смит (Patti Smith). Во время тура артистка часто исполняла каверы тех песен, которые выбрали ее фаны, голосуя на официальном сайте. В разных городах в ее программе звучали "Can't Get You Out of My Head" Кайли Миноуг (Kylie Minogue), "People Are Strange" The Doors, "Hyperballad" Björk и другие вещи. Ее поклонники, особенно в Штатах, с таким нетерпением ждали встречи с Тори, что за первые 10 минут раскупили все билеты на 14 концертов американского тура.

В преддверии гастролей в продаже появилась и автобиографическая книга Тори Эймос "Piece by Piece" (2005), написанная ею в соавторстве с музыкальной журналисткой Энн Пауэрс (Ann Powers). А по окончании турне Эймос издала подборку "официальных бутлегов" - бокс-сет из 12 дисков с концертными материалами под названием "The Original Bootlegs". К 15-летию певицы в шоу-бизнесе были приурочены еще два релиза 2006 года: двойной DVD "Fade to Red: The Video Collection" и "A Piano: The Collection", сборник синглов, ремиксов, демо-версий, неизданных материалов.

1 мая 2007 года в дискографии Тори Эймос появляется новая студийная работа "American Doll Posse", центральным образом которой становится женщина-воин, а саунд кардинально отличается от звучания предыдущих работ. Мировое турне в поддержку альбома стартует в Риме в конце мая 2007.

Дискография
1988 — Y Kant Tori Read
1992 — Little Earthquakes
1994 — Under the Pink
1996 — Boys for Pele
1998 — From the Choirgirl Hotel
1999 — To Venus and Back
2001 — Strange Little Girls
2002 — Scarlet's Walk
2003 — Tales of a Librarian
2004 — Welcome to Sunny Florida/Scarlet's Hidden Treasures
2005 — The Beekeeper
2007 — American Doll Posse
2009 — Abnormally Attracted To Sin
2009 — Midwinter Graces
2011 — Night of Hunters
2012 — Gold Dust Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
Tori Amos (born Myra Ellen Amos on 22 August 1963 in Newton, North Carolina, United States) is an American pianist and singer-songwriter.

Having already begun composing instrumental pieces on piano, Amos won a full scholarship to the Peabody Institute at Johns Hopkins University, the youngest person ever to have been admitted, at age five. She was expelled at age eleven for, in her own words, insisting on playing by ear and because of her interest in popular rock music.

Amos was at the forefront of a number of female singer-songwriters in the early 1990’s and was noteworthy early in her career as one of the few alternative rock performers to use a piano as her primary instrument. She is known for her emotionally intense songs that cover a wide range of subjects including sexuality, religion and personal tragedy. Some of her charting singles include Crucify, Silent All These Years, Cornflake Girl, Caught a Lite Sneeze, Professional Widow, Spark and A Sorta Fairytale, her most commercially successful single in the U.S.

As of 2005, Amos had sold 12 million records worldwide. Having a history of making eccentric and at times ribald comments during concerts and interviews, she has earned a reputation for being highly idiosyncratic. As a social commentator and sometimes activist, some of the topics she has been most vocal about include feminism, religion, gay rights and sexuality.

When Amos was 2, her family moved from Newton, North Carolina to Baltimore, Maryland, where she began to play the piano. By age five, she had begun composing instrumental pieces on piano and, while living in Rockville, Maryland, she won a full scholarship to the Preparatory Division of the Peabody Conservatory of Music (still aged five). Her scholarship was discontinued at age 11 and she was asked to leave. Amos has asserted that she lost the scholarship because of her interest in rock and popular music, coupled with her dislike for reading from sheet music. Two years later, she began studying at Montgomery College and began playing at piano bars, chaperoned by her father, who was sending tapes of songs she had written to record companies.

Amos first came to local notice by winning a county teen talent contest in 1977, singing a song called “More Than Just a Friend”. As a senior at Richard Montgomery High School, she co-wrote Baltimore with her brother Mike Amos for a competition involving the Baltimore Orioles. The song won the contest and became her first single, released as a 7” single pressed locally for family and friends during 1980 with another Amos-penned composition as a B-side, Walking With You. Prior to this period, she performed under her middle name, Ellen, but permanently adopted Tori after a friend’s boyfriend told her it suited her. At age 21, Amos moved to Los Angeles to pursue her music career after several years performing on the piano bar circuit of the East Coast.

That same year, Amos formed a music group, Y Kant Tori Read. The name was a reference to her days at the Peabody Conservatory, where she was able to play songs on her piano by ear but was never successful at sight reading. In addition to Amos, the group was composed of Steve Caton (who would later play guitars on all her subsequent albums until 1999), drummer Matt Sorum, bass player Brad Cobb and, for a short time, keyboardist Jim Tauber. A year later, Atlantic Records gave Amos a six record contract, and by July 1988, the band’s self-titled debut album was released to poor reviews. The album is now out of print, and Amos has expressed no interest in reissuing it. After the commercial failure, Amos began working with other artists (including Stan Ridgway, Sandra Bernhard, and Al Stewart) as a backup vocalist. She also recorded a song called “Distant Storm” for the film China O’Brien; in the credits, the song is attributed to a band called Tess Makes Good. It was the only song recorded by the band, and its only commercial release was in the film.

Despite the disappointing reaction to Y Kant Tori Read, Amos still had to comply with her six record contract with Atlantic Records, who in 1989 wanted a new record by March 1990. When she presented them with her initial recordings, they were rejected on the grounds that such piano-based music would not sell in an early-’90s market of grunge, rock, rap and dance music. Extensively reworked and expanded with the help of Steve Caton, Eric Rosse, Will MacGregor, Carlo Nuccio, and Dan Nebenzal, the record ended up full of raw, emotive songs recounting her religious upbringing, sexual awakening, struggle to establish her identity, and her sexual assault. The Atlantic executives changed their minds upon hearing the updated version, with the plan to promote her as an heir to Joni Mitchell and Laura Nyro, or alternatively as a female version of Elton John. Expecting the traditionally more open-minded UK market to warm to Amos and to create a “buzz” with which to return to the US, Atlantic relocated Amos to Britain in early 1991 to play small clubs in preparation for the launch of the new album, which was released under the title Little Earthquakes.

Amos traveled to New Mexico with personal and professional partner Eric Rosse in 1993 to write and largely record her second solo record, Under the Pink. Amos continued to write about the events in her own life, but in a way that was not as lucid as the lyrics found on her solo debut album. Musically, Amos drew from the style of classical composers she had studied during her childhood, and put more focus on her solo piano rather than band instrumentation. The album was received with mostly favorable reviews and sold enough copies to chart at #12 on the Billboard 200, a significantly higher position than the preceding album’s position at #54 on the same chart.

The end of Amos’s personal and professional relationship with Eric Rosse served as the stimulus for her third solo album, Boys for Pele, released in January 1996. The album was recorded in an Irish church, in Delgany, County Wicklow, Ireland, with Amos taking advantage of the church recording setting to create an album ripe with baroque influences, lending it a darker sound and style. She added harpsichord, harmonium, and clavichord to her keyboard repertoire, and also included such anomalies as a gospel choir, bagpipes, church bells, and drum programming. The album garnered mixed reviews upon its release, with some critics praising its intensity and uniqueness while others bemoaned its comparative impenetrability. Despite the album’s erratic lyrical content and instrumentation, the latter of which kept it away from mainstream audiences, Boys for Pele is Amos’s most successful simultaneous transatlantic release. It reached #2 on both the Billboard 200 and the UK Top 40 upon its release at the height of her fame.

Fueled by the desire to have her own recording studio to distance herself from record company executives, Amos had the barn of her home in Cornwall, England, converted into a state-of-the-art recording studio, Martian Engineering Studios. Amos enlisted principal band mates Steve Caton on guitars, Jon Evans on bass, and Matt Chamberlain on drums, with whom Amos would record her next two studio albums and embark on world tours.

From the Choirgirl Hotel and To Venus and Back, released in May 1998 and September 1999, respectively, differ greatly from previous albums as they are flush with musical technology. Amos’s trademark acoustic piano-based sound largely replaced with arrangements that include elements of electronica, dance music, vocal washes and sonic landscapes. The underlying themes of both albums deal with womanhood, Amos’ miscarriages and marriage. Reviews for From the Choirgirl Hotel were mostly favorable and praised Amos’s continued artistic originality. While not her highest chart debut, debut sales for From the Choirgirl Hotel are Amos’s best to date, selling 153,000 copies in its first week. To Venus and Back, a two-disc release of original studio material and live material recorded from the previous world tour, received mostly positive reviews and included the first major-label single available for sale as a digital download.

Inspired by the songs she heard on the radio while looking after her newborn daughter, Amos hatched the idea to produce a cover album, recording songs written by men about women and reversing the gender roles to show a woman’s perspective. That idea grew into Strange Little Girls, which was released in September 2001. The album is Amos’ first concept album, with artwork featuring Amos photographed in character of the women portrayed in each song. Amos would later reveal that a stimulus for the album was to end her contract with Atlantic without giving them new original songs. She felt that since 1998 the label had not been properly promoting her and had trapped her in a contract by refusing to sell her to another label.

With her Atlantic contract fulfilled after a 15-year stint, Amos signed to Epic in early 2002. In October, Amos released Scarlet’s Walk, another concept album. Described as a “sonic novel”, the album explores Amos’s alter ego, Scarlet, and her cross-country trip following 9/11. Through the songs, Amos explores the history of America, American people, Native American history, pornography, masochism, homophobia and misogyny. However, the political nature of the album is often tempered by the classic production and songwriting style, recalling the likes of Fleetwood Mac.

Not long after Amos was ensconced with her new label, she received unsettling news when Polly Anthony resigned as president of Epic Records in 2003. Anthony had been one of the primary reasons Amos signed with the label and as a result of her resignation, Amos formed the Bridge Entertainment Group, a company devoted to helping musicians in various ways during a time when the music industry is changing. Further trouble for Amos occurred the following year when her label, Epic/Sony Music Entertainment, merged with BMG ENTERTAINMENT as a result of the industry’s decline. Later, Amos hinted in interviews that during the creation of her next album, those in charge at the label following the aforementioned merger were interested “only in making money.” The resulting effects on the album have not been disclosed.

Amos released two more albums with the label, The Beekeeper (2005) and American Doll Posse (2007). Both albums received mixed reviews, some of which stated that the albums suffered from being too long. The Beekeeper was conceptually influenced by the ancient art of beekeeping, which she considered a source of female inspiration and empowerment. Through extensive study, Amos also wove in the stories of the Gnostic gospels and the removal of women from a position of power within the Christian church to create an album based largely on religion and politics. The album’s debut at #5 on the Billboard 200 is a milestone for Amos, placing her in an elite group of women to have secured five or more US Top 10 album debuts.

American Doll Posse, another concept album, was fashioned around a group of girls (the “posse”) who are used as a theme of alter-egos of Amos’s. Musically and stylistically, the album saw Amos return to a more confrontational nature. Like its predecessor, American Doll Posse debuted at #5 on the Billboard 200.

During her tenure with Epic Records, Amos also released a retrospective collection titled Tales of a Librarian (2003) through her former label, Atlantic Records. She also released a two-disc DVD set Fade To Red (2006) containing most of her solo music videos. Rhino also released a five-disc box set titled A Piano: The Collection (2006), celebrating Amos’s 15 year solo career through remastered album tracks, remixes, alternate mixes, demos, and a string of unreleased songs from album recording sessions. Numerous official bootlegs from two world tours, The Original Bootlegs (2005) and Legs and Boots (2007).

In May 2008, Amos announced that she had negotiated an end to her contract with Epic Records and that she would be operating independently of major record labels on future work. In September of the same year, Amos released a live album and DVD, Live at Montreux 1991/1992, through Eagle Rock Entertainment. By December, Amos signed a “joint venture” deal with Universal Republic Records where Amos would have artistic independence over her work.

Abnormally Attracted To Sin, Amos’s tenth studio album and her first album released through Universal Republic, was released in May 2009 to mostly positive reviews. The album debuted in the top 10 of the Billboard 200, making it the artist’s seventh album to do so.

Amos' twelfth album, Night of Hunters, was commissioned and released by classical label Deutsche Grammophon on September 20, 2011. The Night Of Hunters Songfacts says it is the American singer-songwriter's her first collection created as a song cycle-a series of songs designed to be performed together and in sequence and was inspired by 400 years of classical music. The collection tells of one life-changing night in the life of a woman who is nearing the end of a troubled relationship.

Some of her other concurrent project include writing the music for Samuel Adamson’s musical adaptation of the George MacDonald story, The Light Princess, for the Royal National Theatre. Additionally, she recorded a duet with David Byrne, former lead singer of Talking Heads, for his album Here Lies Love, on which he primarily collaborated with Norman Cook of Fatboy Slim fame.

Amos also released a collection of Solstice and winter songs entitled Midwinter Graces on 3 November 2009.

Released in conjunction with The Beekeeper, Amos co-authored an autobiography with rock music journalist Ann Powers entitled Piece by Piece (2005). The book delves deeply into Amos’s interest in mythology and religion, exploring her songwriting process, rise to fame, and her relationship with Atlantic Records.

Image Comics released Comic Book Tattoo (2008), a collection of comic stories, each based on or inspired by songs recorded by Amos. Editor Rantz Hoseley worked with Amos to gather 80 different artists for the book, including Pia Guerra, David Mack, and Leah Moore.

Other publications include Tori Amos: Lyrics (2001) and an earlier biography, Tori Amos: All These Years (1996).

Tori Amos is married to British Sound Engineer Mark Hawley, has one daughter, and the family divide their time between their homes in Florida, and Cornwall, England.

Additionally, Amos and her music have been the subject of numerous official and unofficial books, as well as academic criticism. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.