Антонио Вендитти ( Antonio Venditti ), более известный под именем Антонелло, родился 8 марта 1949 года в Риме, на улице Zara кварталаТриесте. Родом из состоятельной семьи довольно высоких социальных слоев. Отец, Винченцино Итало, был префектом, а мать, Ванда Сикарди, преподавала в лицее латинский и греческий языки. Антонелло воспитывался в атмосфере формализма и абсолютного почитания семейных ценностей.
К знакомству с музыкой он приступил еще ребенком. Обучение игре на фортепиано началось во время учебы в начальной школе им. 20 ноября 1870 года, на улице Новара. Однако академический характер занятий, предполагающий сидение за инструментом, и, к тому же, чрезмерно заботливая бабушка стали причиной того, что мальчик поправился настолько, что к 14 годам стал весить 94 килограмма. Естественно, это стало причиной того, что со временем он отдалился от этого инструмента, после того как уже сочинил песни "Roma Capoccia" (Рим - голова) и "Sora Rosa" (Синьора Роза).
В лицейские годы (лицей Юлия Цезаря "Giulio Cesare") он знакомится с будущими знаменитостями, такими, как его большой друг, актер и кинорежиссер, а также и музыкант, неплохо играющий на ударных инструментах, Карло Вердоне (Carlo Verdone). В этот период Антонелло проводит много времени в одном из заведений "Фолкстудио" ("Folkstudio") на улице Garibaldi, в районе Трастевере Рима. Сначала в этом клубе он просто зритель, как и многие другие, а затем начинает выступать со своим собственным репертуаром, в котором особенно выделяются две песни, написанные на римском диалекте: " Roma Capoccia " и " Sora Rosa ". В "Фолкстудио" он встречается с Франческо Де Грегори (Francesco De Gregori), Джорджо Ло Кашо (Giorgio Lo Cascio), Эрнесто Бассиньяно (Ernesto Bassignano), с которыми делает первые шаги в мире музыки и с которыми организует квартет под названием "I Giovani del Folk" (Парни из Фолк).
Именно с Де Грегори он разделил опыт создания первого альбома, " Theorius Campus ", вышедшего в 1972 году, в котором каждый из них имел в распоряжении одну из двух обложек.
Альбом содержал 12 песен, принадлежавших обоим артистам, и среди песен Вендитти - его "Roma Capoccia", которая затем была выпущена синглом вместе с "Ciao Uomo" и стала самой известной.
Для Италии 70-е годы были горячими с точки зрения политики, и это, без сомнения, прогремело эхом в музыкальном мире. Отразилось это и на Вендитти, которому, после его выступления 15 января 1974 г. в Театре Сатиры в Риме с песней "A Cristo" (Христу), было предъявлено обвинение в "глумлении над государственной религией".
Вендитти, на волне успеха двух своих песен, спустя два года, записывает в Милане первый сольный диск. Речь идет об альбоме 1973 года "L'Orso bruno" (Бурый медведь), созданном в сотрудничестве с Винсом Темперой (Vince Tempera), который играет на фортепиано в песне "Dove" (Куда). Это диск, который выявляет внимание автора к социальным темам и приносит ему первую известность, по крайней мере, в соответствующих кругах. Потом происходит переход от одной звукозаписывающей фирмы к другой - от марки It, принадлежащей Микоччи (Micocci), к RCA, которая являлась отправной точкой творческого пути авторов-новаторов.
В 1973 году он публикует в новой звукозаписывающей фирме первый альбом "Le Cose della vita" (Дела жизни), почти полностью акустический, с преобладанием фортепиано. Песни альбома, наполненные внутренними переживаниями и размышлениями о своей семье ("Mio padre ha un buco in gola"), стали фундаментальными произведениями итальянской авторской песни. Альбом добивается значительного успеха: по объему проданных копий и положительных отзывов критики его можно было бы определить как один из лучших альбомов всего творчества Вендитти.
За ним следует альбом "Quando verra Natale" (Когда придет Рождество), в 1974, богатый великолепными композициями: "Campo de' fiori" (Цветочный луг), "Ora che sono pioggia" (Сейчас я дождь), "Marta", "A Cristo". Этому же периоду принадлежит признание в любви родной желто-красной футбольной команде "Roma roma roma, non si discute si ama" (Рим, Рим, Рим , не спорь, люби) - авторская песня впервые коснулась этой темы.
Напротив, альбомом серьезных тем стал следующий "Lilly" (1975) , с песней о наркотиках, которая является обвинительным актом по отношению к лицемерному благомыслию, и композицией из песни с инструментальной концовкой "Lo stambecco ferito" (Раненый архар), длительностью более девяти минут, которая является наиболее литературным произведением и одним из базисных пунктов его творчества.
В альбоме "Ullalla" 1976 года в центре внимания находится актуальная на тот момент тема - событие, связанное с утечкой опаснейшего химического газа диоксина на предприятии Icmesa в Севезо (Seveso). Диск содержит также произведение "Jodi e la scimmietta" (Йоди и обезьянка) - интереснейшее отображение поколения конца 60-хх гг.
Постепенно Антонелло занимает в итальянской музыке такое положение, что оказывается в центре циклона, поскольку некоторые его поклонники не могут простить ему двойную направленность: бунтарство и коммерческий успех одновременно - альбом "Lilly" достигает вершины хит-парада. Альбомом "Ullalla" завершается этап сотрудничества с маркой RCA, и затем, на протяжении двух лет, Вендитти хранит молчание.
В этот период он, совместно с Лучо Далла, работает над саундтреком к фильму "Signore e signori buonanotte" 1976, точнее, они музыкально озвучивают эпизод, отснятый Нанни Лоем (Nanni Loy).
В 1978 году он возвращается на музыкальную сцену, практически сразу оказываясь в топе самых популярных исполнителей с диском "Sotto il segno dei pesci" (Под знаком Рыб), песни которого становятся впоследствии весьма известными :"Sara", "Giulia" (Джулия) и "Bomba o non bomba" (Будет бомба или нет). Вендитти выбирает для своих песен личностные темы, не отклоняясь при этом от социальной направленности.
В этот период его семейная жизнь находится в стадии кризиса - он разводится с женой Симоной Иццо и, соответственно, вынужден покинуть сына Франческо Саверио, родившегося в 1976 году. Безусловно, следующий диск "Buona domenica" (Хорошего воскресенья), 1979 отражает его состояние, появляются песни с привкусом горечи, такие как "Donna in bottiglia" (Женщина в бутылке), "Stai con me"(Ты со мной) и "Modena"(Модена), один из его подлинных шедевров, отразивших утрату политических иллюзий той эпохи. В том же 1979 году Вендитти пишет музыку для телесериала, а саундтрек, вышедший отдельным диском, называется "Addaveni" (Тот день и тот вечер , ). Все его песни исполняют Нинетто Даволи (Ninetto Davoli) и Адриана Асти (Adriana Asti), за исключением одной - "Scusa devo andare via", которая выходит в авторском исполнении, но в версии, отличающейся от той, что вышла ранее в "Buona domenica".
Далее следует длительный период переосмысления своего творчества, и в 1982 году выходит "Sotto la pioggia" (Под дождем), знаменующий дебют звукозаписывающей марки, принадлежащей самому Вендитти - Heinz Music.
Момент его нового взлета совпадает с повторной победой любимой футбольной команды Roma в национальном чемпионате, с шумным успехом переизданных и раскупающихся в огромных количествах ("Sotto il segno dei pesci" и "Buona Domenica") и бесплатным концертом на открытой площадке Большого Цирка Чирко Массимо (Circo Massimo) в Риме. Именно после этого мероприятия рождается первая в его карьере запись "живого" альбома "Circo Massimo", 1983, в котором есть и "Grazie Roma" (Спасибо, Рим), одна из его песен, наиболее известных широкому кругу слушателей.
В новом альбоме Cuore (Сердце), 1984 Вендитти вновь предстает задушевным и интимным, с песнями "Ci vorrebbe un amico" (Необходим друг) и "Notte prima degli esami" (Ночь перед экзаменами). В 1985 году выходит двойной альбом live, частично записанный все там же, в Большом Цирке, где Вендитти организует второй массовый сбор почитателей команды, одновременно с ее матчем Roma - Liverpool в Кубке Чемпионов, в котором, впрочем, римский клуб оказался побежденным. На этом концерте он выступает с новой песней "Centocitta" (Сто городов), которая дала название всему альбому. LP запечатлел один из лучших концертов артиста.
Снова в фокусе его внимания личностные моменты, которые отразились в песнях из его нового альбома 1986 года "Venditti e segreti" (Вендитти и секреты): "Giulio Cesare" (Юлий Цезарь) и "C'e un cuore che batte" (Есть сердце, которое бьется). В том же, 1986, он пишет саундтрек к фильму "Troppo Forte", снятому его другом, режиссером и актером, Карло Вердоне (Carlo Verdone), который изредка играл на ударных в концертах Вендитти.
Позже выходят диски "In questo mondo di ladri" (В этом мире воров) в 1988 и "Benvenuti in paradiso" (Добро пожаловать в рай) в 1991. Эти альбомы, с песнями "Ricordati di me" (Помни обо мне), "Alta marea (Прилив) - кавер композиции Don't dream it's over группы Crowded house" и "Amici mai" (Друзья никогда), расходятся миллионными тиражами. В промежутке между их выпуском выходят два его сборника Gli anni 80' (Восьмидесятые годы) в 1990 и Diario (Дневник) в 1991.
В 90-е годы Вендитти принимает облик поп-исполнителя, отходя от бардовских стандартов. Он организует большие концерты, такие как, например, запечатленный в альбоме live "Da Sansiro a Samarcanda" (От Сан-Сиро в Самарканде). Самарканд - название телепрограммы Микеле Санторо (Michele Santoro), в которой Вендитти принимает участие с большой охотой.
Альбом новых песен выходит в 1995 году и назвается "Prendilo tu questo frutto amaro" (Возьми ты этот горький плод). Песни "Eroi minori" (Меньшие герои) и "Tutti all'inferno" (Все в преисподнюю) рассказывают о кровавых бойнях, связанных с мафией и случившихся тремя годами ранее.
Затем, по прошествии двух лет, он воплощает диск иного характера, экспериментальный, в котором он записывает свои песни в сопровождении симфонического оркестра. Альбом 1997 года "Antonello nel Paese delle Meraviglie"(Антонелло в Стране чудес) на самом деле является новой интерпретацией некоторых ставших классикой композиций, вместе с Болгарским Симофническим Оркестром г. София под управлением Маэстро Ренато Сэрио Renato Serio, который является автором оркестровок.
24 сентября 1999 года выходит альбом"Goodbye Novecento" (Прощай двадцатый век), в котором певец, отметивший вместе со студентами римского университета La sapienza, 8 марта того же года свое пятидесятилетие, рассматривает основные темы, характерные для конца тысячелетия.
Темы любви и Рима являются движущей силой для создания последующих альбомов: "Se l'amore e amore" (Если любовь - это любовь) 2000, сборник, название которого соответствует последней строке знаменитой песни Вендитти "Notte prima degli esami" (Ночь перед экзаменами), и "Circo Massimo 2001"(Большой цирк 2001), включающий 15 песен "live", исполненных на концерте, посвященном торжественному празднованию третьей победы футбольного клуба Рома. На диске звучит также забавная пародия на Вендитти в исполнении знаменитого итальянского комика Коррадо Гуццанти (Corrado Guzzanti), который пародирует певца в композиции Grande raccordo anulare (Великое транспортное кольцо). Придают ценности диску и песни "Roma capoccia", исполненная под аккомпанемент Николы Пьовани (Nicola Piovani), "Modena", в инструментальной версии, и композиция "Che c'e" (Что же это), ранее неиздававшаяся и посвященная родному городу.
В 2002 году выходит еще один сборник "Il coraggio e l'amore" (Смелость и любовь).
Через год, в 2003 году, Антонелло выпускает давно ожидаемый альбом новых песен "Che fantastica storia e la vita", диск, в котором поворот к року, обозначенный в Goodbye Novecento, становится более очевидным. В альбоме нашли свое место песни разной направленности: универсальные, как заглавная композиция; прозрачное воспоминание, как "Lacrime di pioggia" ; политического характера, как пацифистская "Ruba" (Укради)- воссоздание песни, написанной в 1967 году; "Non c'e male" (Неплохо) - об истории и ревизионизме; "Il sosia" (Двойник) - сатирический отрывок, в котором легко узнать смутно обрисованный образ Сильвио Берлускони. Впрочем, на диске есть и кое-что другое - возвращение к совместному творчеству с саксофонистом Гато Барбьери (Gato Barbieri) и Франческо Де Грегори (Francesco De Gregori) в качестве вокалиста и автора текста шуточной песни-розыгрыша "Io e mio fratello" (Я и мой брат), которую Антонелло и Франческо исполняют вместе. Конечно, есть здесь и чувства, и любовь, по-летнему полная силы - в "Estate rubino" (Рубиновое лето) и в рефлексирующей "Con che cuore" (С каким сердцем). Последняя композиция является частью саундтрека к фильму Леонардо Пьераччони "Il paradiso all'improvviso" (Внезапный рай).
Спустя три года, в 2006, на 3-х дисках выходит сборник его самых значительных произведений - Diamanti (Алмазы). В конце 2006 года, в интервью Роберто Котронео (Roberto Cotroneo, Radio2 - 22/9/2006), Вендитти предваряет выход своего нового альбома, который сам он определяет как "сложнейший и мало похожий на предыдущие, однако присущий Вендитти по стилю". Одна из песен называется Piove su Roma (Над Римом дождь). В интервью Фернанде Пивано (Fernanda Pivano, ноябрь 2006) Антонелло сказал также, что в альбоме будет одна песня религиозного характера. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
Antonello Venditti (born March 8, 1949) is an Italian singer-songwriter who became famous in 1970s for the social themes of his songs.
Antonello Venditti was born in Rome, the son of a police commissary.
He studied piano in his youth and made his debut in the music world in the early 1970s at the Folkstudio of Rome, together with singers the like of Francesco De Gregori and Giorgio Lo Cascio. In duo with the former he released in 1972 his first LP, Theorius Campus. The LP scored little success, but Venditti at least made himself being noted for the strength of his vocal qualities and for his attention for social issues, evidenced by pieces like "Sora Rosa" which is sung in Roman dialect. Also in dialect was "Roma Capoccia", a declaration of love for his city, that later became one of his most famous songs. Curiously, Venditti refused to sing it for several years, as he considered it not politically or socially "engaged" enough.
Venditti subsequently moved to Milan and released L'orso bruno (1973), made in collaboration with musician Vince Tempera: this album included another song in dialect, "E Li Ponti So’ Soli", but for the rest was marked by an even stronger attention to social themes. His next work, Le cose della vita ("Things of Our Life"), released the same year for the colossus RCA Music, confirmed this tendency. The following LP Quando verrà Natale ("When Christmas Will Come") was similar; its even more naked arrangements emphasize the strength of Venditti's denunciation. After a live performance of the song "A Cristo" ("Hey, Christ"), he was denounced by an Italian Police officer for blasphemy: Venditti, however, was later totally acquitted.
Venditti's fortunes grew and peaked in 1975, with the LP Lilly: the yearning title-track was another strong accusation, this time against drugs, but it met an outstanding success anyway. Other famous pieces in the album were "Compagno di scuola" ("Schoolmate") and the long ballad "Lo Stambecco Ferito" ("The Wounded Steinbeck"), the story of a corrupted Northern Italy tycoon. Venditti continued to deal with front-page facts with the following LP, Ullalà (1976), whose "Canzone per Seveso" was about the eponymous industrial accident that happened in July of that year.
Political involvement, however, had side-effects on Venditti's inspiration in the late 1970s, marked in Italy by the growing menace of terrorism and by the strategia della tensione: some events (like the public booing of his friend De Gregori by politicized fans during a show) forced him to rethink his way of being a public personality. Sotto il segno dei Pesci ("(Born) Under the Pisces astrological sign", 1978) contained more personal and intimate themes. The eponymous track scored a great success, but was largely misinterpreted as a song about a woman: it instead referred to Venditti's career itself; he was effectively born "under the Pisces sign".
Success was however marred by his divorce to his wife Simona Izzo. She won custody of Venditti's son, Francesco Saverio. The following LP, Buona Domenica (1979), was highly marked by this difficult period. It contained anyway several classics, like the title-track and the ballad "Modena", which featured Gato Barbieri saxophone and is considered one of his finest works.
In 1982 the bitter Sotto la pioggia marked Venditti's passage to his own label, Heinz Music, and the beginning of the long-lasting collaboration with producer Alessandro Colombini. The following year A.S. Roma, his city's football team, won its long-awaited second scudetto: Venditti was therefore called in the official celebration show, and the song that he composed for the occasion, "Grazie Roma" ("Thank You Roma"), turned into a great success, surprisingly not confined to Rome's boundaries. Venditti had already composed several songs about his favourite soccer team: some criticized them harshly, mostly because of the strong contrast with the political-social themes of his other songs.
In following years, and notably in the 1990s, Venditti inspiration seemed to become more mainstream and commercial. His LPs (Cuore, In questo mondo di ladri, Benvenuti in Paradiso, Prendilo tu questo frutto amaro) were very successful, but his former themes were absent, or generally less stressed. Pieces like "Notte prima degli esami" or "Ma che bella giornata di sole" (about the Italian Liberation Day of September 1943) were anyway praised by critics. Among the songs of this period, "Dolce Enrico" was dedicated to the former leader of Partito Comunista Italiano, Enrico Berlinguer, dead in 1984.
Antonello nel Paese delle Meraviglie ("Antonello in Wonderland") of 1997 featured his greatest hits accompanied by the Bulgarian Symphony Orchestra of Sofia, directed by Renato Serio. Goodbye Novecento (1999) gave increasing attention to social and historical themes, but had a sub par success for Venditti's standards. In 2001 A.S. Roma won again a scudetto, and Venditti played again in a free concert in the Circo Massimo for an immense audience of tifosi and lovers of his songs. His latest studio release is Che fantastica storia è la vita ("What a Fantastic Story Is Life", October 2003). Gato Barbieri played with Venditti in this release. After resolved the difficulties in his friendship with Venditti, told in the latter's 1979 song "Scusa Francesco", "Sorry Francesco", De Gregori is also present as singer in "Io e mio fratello" ("Me and My Brother"). The album also contains a satire of Italian Prime Minister, Silvio Berlusconi ("Il Sosia").
Venditti released the soundtrack for the 1985 movie Troppo forte by his friend, the Roman director Carlo Verdone. Verdone also played occasionally drums in Venditti's concertos.
Discography
* Bomba o non Bomba
* Theorius Campus (1972), with Francesco De Gregori under the collective byname of Theorius Campus)
* L'orso bruno (1973)
* Le cose della vita (1973)
* Quando verrà Natale (1974)
* Lilly (1975)
* Ullalà (1976)
* Sotto il segno dei pesci (1978)
* Buona domenica (1979)
* Sotto la pioggia (1982)
* Circo Massimo (1983, live)
* Cuore (1984)
* Centocittà (1985, live)
* Venditti e Segreti (1986)
* In questo mondo di ladri (1988)
* Gli anni ’80 (1990, collection)
* Benvenuti in Paradiso (1991)
* Da Sansiro a Samarcanda – L’amore insegna agli uomini (1992, live)
* Prendilo tu questo frutto amaro (1995)
* Antonello nel Paese delle Meraviglie (1997, live)
* Goodbye Novecento (1999)
* Se l'amore è amore... (2000, collection)
* Circo Massimo 2001 (2001, live)
* Il coraggio e l’amore (2002, collection)
* Che fantastica storia è la vita (2003)
* Campus Live (2005, live)
Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.