Джеймс Браун (3 мая 1933 — 25 декабря 2006) родился в Южной Каролине, однако большую часть жизни провёл и умер в Атланте, штат Джорджия. Вырос в нищете, зарабатывал на жизнь мелкими кражами, в 16 лет был приговорен к восьми годам заключения за участие в грабеже. Во время отсидки стал выступать для других заключённых, используя стиральную доску и прочие нехитрые приспособления. По выходе на свободу пытался найти свое призвание в бейсболе и боксе. По приглашению продюсера, видевшего его выступление в тюрьме, записался в музыкальный коллектив The Famous Flames и вскоре стал его лидером.
До 1963 творчество Брауна было мало известно за пределами южных штатов США, хотя для «цветной» аудитории он был звездой номер один. Своими импровизированными ритмичными выкриками и зажигательным стилем танца он, по словам одного из биографов, «африканизировал» тогдашний довольно чопорный ритм-энд-блюз. Неслучайно своим кумиром Браун считал одного из наиболее радикальных первопроходцев рок-н-ролла — Литл Ричарда. Выпущенный Брауном в 1956 году сингл «Please Please Please» был первой ласточкой того эмоционального, глубоко прочувствованного подхода к исполнению, который впоследствии получил название «соул»
Золотое время в музыкальной карьере Брауна пришлось на середину 1960-х, когда его популярность перешагнула пределы Джорджии и соседних штатов. Экстравагантный исполнитель неутомимо выступал с концертами по всей стране. Его кредо было следующим: «Выступай дольше и покажи зрителям больше, чем то на что они рассчитывают, покупая билеты». На концертах он выкладывался до такой степени, что за кулисами падал на пол от нервного истощения и ему приходилось делать инъекции глюкозы.
Пик музыкальной карьеры
В 1965 году на полки музыкальных магазинов поступили наиболее успешные синглы Брауна, включая пронзительную балладу «It’s a Man’s, Man’s, Man’s World». В том же году певец написал и впервые исполнил песню, ставшую его визитной карточкой во всем мире, — «I Got You (I Feel Good)», а его новаторская композиция «Papa’s Got a Brand New Bag» была удостоена премии «Грэмми». В общей сложности хиты Брауна отметились в «Billboard Hot 100» девяносто девять раз — но ни разу не дошли до первого места. На волне коммерческого успеха музыкант начал скупать радиостанции и основал несколько новых лейблов.
Принято считать, что именно Брауну принадлежат первые композиции в стиле фанк, однако историки музыки спорят, какая из них была наиболее ранней. Пальму первенства принято отдавать песне «Cold Sweat», записанной в 1967 году. В этот период исполнитель уходит от мелодии и напева в сторону акцентированного речитатива (ключевой элемент рэпа). Неслучайно самые ранние композиции в стиле хип-хоп зачастую были выстроены на сэмплировании фанк-хитов Брауна, в особенности его ранней работы «Funky Drummer» (1965). Можно без преувеличения сказать, что без Брауна не было бы ни фанка, ни хип-хопа.
После крупного танцевального хита 1970 года «Sex Machine» Браун разворачивает своё творчество в сторону менее динамичных ритмов. Его преемниками в качестве королей фанка становятся Слай Стоун и Майкл Джексон, который на первых порах имитировал танцевальный стиль Брауна и его вокальную манеру. Творчество Джеймса 1970-х ориентировано преимущественно на афроамериканскую аудиторию; в репертуаре преобладают песни вроде «Say It Loud — I’m Black and I’m Proud» (буквально: «Скажи громко — Я чёрный и горжусь этим»). Артист много выступает за пределами США, включая Заир и прочие африканские страны.
Преклонные годы
Со временем основанный Брауном фанк эволюционировал в бескомпромиссно танцевальный стиль «диско», который покорил весь мир своими зажигательными ритмами в конце 1970-х. В новых условиях пластинки «крёстного отца фанка» перестают пользоваться спросом у молодежи. Браун всё больше воспринимается как культовая фигура в истории музыки, а не участник актуального музыкального процесса. Он появляется с камео во многих голливудских фильмах, а в 1986 г. при создании Зала славы рок-н-ролла объявляется одним из его отцов-основателей.
Последующие три года (1988-91) легендарный музыкант вновь провёл за решеткой, на этот раз по обвинению в нападении на полицейского. В 1991 г. в прессе прошёл слух о смерти Брауна, в связи с чем команда L.A. Style выпустила песню «James Brown Is Dead» (буквально — «Джеймс Браун мёртв». В ответ появились записи с названиями «Джеймс Браун жив!» и «Кто такой этот Джеймс Браун?» На следующий год Брауну была присуждена премия «Грэмми» за выдающийся вклад в развитие музыки.
В течение 1990-х имя Брауна периодически всплывало в прессе в связи с неприятностями в личной жизни. Четырежды он задерживался по обвинению в нанесении побоев супруге и домашним, а в 2000 г. попал в суд за нападение с ножом на электрика. В следующем году Браун женился (в четвертый раз) на молодой певице, однако его дети от прежних браков поспешили назвать этот союз недействительным, фактически обвинив отца в двоежёнстве. В 2005 г. власти Атланты установили памятник Джеймсу Брауну.
73 - летний музыкант умер от пневмонии в Рождество, 26-го декабря 2006 года. Прощание с ним проходило при большом стечении народа, включая таких звезд, как Майкл Джексон, а следующая за тем церемония «Грэмми» была посвящена памяти великого музыканта. Между тем смерть Брауна обострила споры за наследство между его последней супругой и детьми от предыдущих браков. В связи с разногласиями относительно места захоронения тело Брауна не было предано земле вплоть до 10 марта. По желанию шести детей Брауна место захоронения оставили в тайне. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
James Brown (b. James Joseph Brown, 3 May 1933, in Barnwell, SC, USA – d. 25 Dec 2006), is recognized as one of the most influential figures in 20th century music. He was a seminal force in the evolution of gospel and rhythm and blues into soul and funk. He has also left his mark on numerous other musical genres, including rock, jazz, reggae, disco, dance and electronic music, and hip-hop music.
Joining Bobby Byrd's vocal group The Famous Flames, in 1955, Brown's early mid-50s recordings were fairly straightforward gospel-inspired R&B compositions, heavily influenced by contemporaries, including: Ray Charles and Little Richard, who was particularly significant in Brown's development as a musician and showman.
Brown followed his successful Live at the Apollo (1963), with a string of singles that - along with the work of Allen Toussaint, in New Orleans - essentially defined the foundation of funk music. During the mid-1960s, two of Brown's signature tunes Papa's Got a Brand New Bag and I Got You (I Feel Good) (both from 1965), were his first Top 10 pop hits, as well as major #1 R&B hits - each remaining the top-selling singles, in black venues, for over a month. As the 1960s neared their end, Brown continued to refine the new funk idiom. His 1967 #1 R&B hit, Cold Sweat - sometimes cited as the first true funk song - was the first of his recordings to contain a drum break and harmony reduced to a single chord change.
His recordings influenced many contemporaries / followers, most immediately: Sly & The Family Stone, Charles Wright & the Watts 103rd Street Rhythm Band, Booker T. & the M.G.'s, Edwin Starr, The Temptations, David Ruffin, Dennis Edwards and The Jackson 5's young lead singer, Michael Jackson, took Brown's shouts / dancing into pop mainstream. Many Clyde Stubblefield (drums) / The Famous Flames tracks were resurrected, from the 1970s onward, by countless hip-hop musicians. As a result, Brown / Stubblefield quickly became, and remain, the world's most sampled recording artists, with their Funky Drummer break becoming the most sampled individual piece of music, the Funky Drummer break.
By 1970 Brown and Byrd employed a new band that included future funk greats, such as bassist Bootsy Collins, Collins' guitarist brother Phelps 'Catfish' Collins and trombonist and musical director Fred Wesley. This new backing band was dubbed The J.B.'s, and the band made its debut on Brown's 1970 single Get Up (I Feel Like Being A) Sex Machine.
Many of his sidemen and supporting players, such as Fred Wesley & The J.B.'s, Bobby Byrd, Lyn Collins, Vicki Anderson and Hank Ballard, released records on Brown's People label. The recordings on the People label, almost all of which were produced by Brown himself, exemplified his "house style". Songs such as I Know You Got Soul by Bobby Byrd, Think (About It) by Lyn Collins and Doing It to Death by Fred Wesley & The J.B.'s are considered as much a part of Brown's recorded legacy as the recordings released under his own name.
Although he would continue tour and rack up hit records into the 2000s, By the mid-1970s Brown's star-status was on the wane, and key musicians in his band such as Fred Wesley left to join Parliament and Funkadelic. The onslaught of the slickly commercial style of disco caught Brown off guard, as it superseded his raw style of funk music on the dance floor.
Brown is recognized by a plethora of (mostly self-bestowed) titles, including "Soul Brother Number One," "Mr. Dynamite," "the Hardest-Working Man in Show Business," "Minister of New New Super-Heavy Funk," "Universal James," and the best-known, "the Godfather of Soul." He is renowned for his shouting vocals, feverish dancing and unique rhythmic style.
In the 1960s and 1970s, Brown was a presence in American political affairs, noted especially for his activism on behalf of African Americans and the poor. James Brown died early on 25 Dec 2006, having been admitted to hospital suffering from pneumonia. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.