Хоаки́н Родри́го Ви́дре
(исп. Joaquín Rodrigo Vidre; 22 ноября 1901, Сагунто — 6 июля 1999, Мадрид) — испанский композитор, один из крупнейших деятелей испанской музыки XX века.
Биография
В три года, переболев дифтерией, Родриго полностью ослеп. Обучался композиции у Франсиско Антича в Валенсии, в 1927 году уехал в Париж, где учился у Поля Дюка. В 1933 году в Валенсии женился на турецкой пианистке Виктории Камхи, после чего вновь вернулся в Париж, где продолжил образование в Консерватории и в Сорбонне. Вплоть до окончания гражданской войны в Испании в 1939 году Родриго жил и работал во Франции и Германии.
В 1940 году состоялась премьера Аранхуэсского концерта Родриго для гитары с оркестром, принесшего ему большую известность. Музыкальные критики стали говорить о нём как об одном из крупнейших музыкантов Испании. В последующие годы Родриго много сочинял, а также вёл активную деятельность как музыкальный критик, сотрудничая с музыкальными газетами и журналами, работал на радио и в Испанской национальной организации незрячих. В 1947 он получил место председателя департамента музыки в Мадридском университете Комплутенсе, а три года спустя был избран в Академию изящных искусств Сан-Фернандо.
Памятник Родриго в Аранхуэсе, имя композитора написано на испанском языке и шрифтом Брайля
Композитор много гастролировал по Испании, Европе, Америке и Японии, давая мастер-классы и концерты, проводя фестивали собственной музыки (1949 — Аргентина, 1953 и 1972 — Турция, 1973 — Япония, 1975 — Мексика, 1986 — Великобритания). Родриго — обладатель Большого креста Альфонса X (1953), Ордена Почётного легиона (1963), степени доктора в Саламанкском, Южно-Калифорнийском, Валенсийском и Мадридском университетах, член Бельгийской Академии наук и других почётных степеней, званий и наград. В 1991 году широко отмечалось 90-летие композитора. Король Хуан Карлос I присвоил ему титул Маркиза садов Аранхуэса.
Во второй половине XX века Родриго играл в музыкальной жизни Испании важную роль, подобно Мануэлю де Фалье — в первой. Как и де Фалья, Родриго сочинял свои произведения, ориентируясь не на основные течения в европейской музыке того времени, а на традиции испанского классического и романтического искусства. Среди 170 работ композитора — 11 концертов, многочисленные оркестровые и хоровые произведения, песни и романсы, сочинения для фортепиано и гитары, музыка к кинофильмам и театральным постановкам и др. Сборник критических работ Родриго, вышедший в 1999 году, демонстрирует его глубокие познания в области музыкального искусства.
Наиболее известны сочинения Родриго для гитары, входящие в репертуар ведущих мировых исполнителей: Аранхуэсский концерт, «Фантазия для джентльмена», Концерт-мадригал и другие.
Основные сочинения
Опера (сарсуэла) «Незаконный сын» (El hijo fingido, по Лопе де Вега, 1964)
Балет «Королевская павана» (Pavana real, 1955)
Оркестровые сочинения
Пять детских пьес (1924)
«Далёкая сарабанда» и вильянсико (Zarabanda lejana y villancico, 1930)
«За цветок синего ириса[1] (Per la flor del lliri blau, 1934)
«Солериана» (Soleriana 1953)
«Садовая музыка» (Música para un jardín 1957)
Адажио для духового оркестра (1966)
«В поисках далёкого» (A la busca del más allá, 1976)
Концерты
«Аранхуэсский концерт» для гитары с оркестром (Concierto de Aranjuez, 1939)
«Героический концерт» для фортепиано с оркестром (Concierto heroico, 1942)
«Летний концерт» для скрипки с оркестром (Concierto de estío, 1943)
«Концерт в галантном духе» для виолончели с оркестром (Concierto in modo galante, 1949)
Концерт-серенада для арфы с оркестром (Concierto serenata, 1952)
«Фантазия для джентльмена» для гитары с оркестром (Fantasía para un gentilhombre, 1954)
«Отзвуки Хиральды» для арфы с оркестром (Sones en la Giralda, 1963)
Концерт-мадригал для двух гитар с оркестром (Concierto madrigal, 1966)
Андалузский концерт для четырёх гитар с оркестром (Concierto andaluz, 1967)
Концерт-пастораль для флейты с оркестром (Concierto pastoral, 1977)
Концерт в форме дивертисмента для виолончели с оркестром (Concierto como un divertimento, 1981)
«Концерт по случаю фиесты» для гитары с оркестром (Concierto para una fiesta, 1982)
Сочинения для фортепиано
Сюита (1923)
«Прелюдия для раннего петуха» (Preludio al gallo mañanero, 1926)
Четыре пьесы (4 piezas, 1938)
Четыре андалузских картины (4 estampas andaluzas, 1946—1954)
Пять кастильских сонат и токката (5 sonatas de Castilla con toccata a modo de pregón, 1950—1951)
«Три заклинания» (1981)
Сочинения для гитары
«Далёкая сарабанда» (Zarabanda lejana, 1926)
«К полям Испании» (Por los campos de España, 1939—1942)
Три испанские пьесы (1954)
Тонадилья для двух гитар (1960)
«Приглашение и танец» (Invocación y danza, 1961)
«Соната в испанском духе» (Sonata a la española, 1969)
«Весёлая соната» (Sonata giocosa, 1970)
Триптих (1978)
Сочинения для скрипки
Два эскиза для скрипки и фортепиано (2 esbozos, 1923)
Каприччио (1944)
«Фатоватая соната» для скрипки и фортепиано (Sonata pimpante, 1966)
Семь валенсийских песен для скрипки и фортепиано (7 cançons valencianes, 1982)
Сочинения для виолончели
Сицилиана для виолончели и фортепиано (1929)
«Короткая соната» для виолончели и фортепиано (Sonata a la breve, 1978)
Como una fantasía для виолончели и фортепиано (1979) Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
Joaquín Rodrigo Vidre (22 November 1901 – 6 July 1999) was a Spanish composer of classical music and a virtuoso pianist. In spite of being blind from an early age, he achieved great success.
He was born in Sagunto, Valencia, and lost his sight almost completely at the age of three after contracting diphtheria. He began to study piano and violin at the age of eight, but despite being best known for his guitar music, never mastered the instrument himself.
Rodrigo studied music under Francisco Antich in Valencia and under Paul Dukas in Paris. After briefly returning to Spain, he went to Paris again to study musicology, first under Maurice Emmanuel and then under André Pirro. In 1925 he received Spain's National Prize for Orchestra for Cinco piezas infantiles [Five Children's Pieces]. From 1947 Rodrigo was a professor of music history, holding the Manuel de Falla Chair of Music in the Faculty of Philosophy and Letters, at Complutense University of Madrid.
His most famous work, Concierto de Aranjuez, was composed in 1939 in Paris. It is a concerto for solo classical guitar and orchestra. The central adagio movement is one of the most recognizable in 20th century classical music, featuring the interplay of guitar with English horn.
The success of this concerto led to commissions from a number of prominent soloists, including the flautist James Galway and the cellist Julian Lloyd Webber. In 1954 Rodrigo composed Fantasía para un gentilhombre at the request of Andrés Segovia. His Concierto Andaluz, for four guitars and orchestra, was commissioned by Celedonio Romero for himself and his three sons.
In 1991, Rodrigo was raised to the nobility by King Juan Carlos, given the title Marqués de los Jardines de Aranjuez [Marquis of the Gardens of Aranjuez]. He received the prestigious Prince of Asturias Award—Spain's highest civilian honor—in 1996. He was named Commander of the Order of Arts and Letters by the French government in 1998.
He married Victoria Kamhi, a Turkish-born pianist, on 19 January 1933, in Valencia. Their daughter, Cecilia, was born 27 January 1941. He died in 1999 in Madrid. Joaquín Rodrigo and his wife Victoria are buried at the cemetery at Aranjuez. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.