Композитор и пианист Телониус Сфиэр Монк (Thelonious Sphere Monk) - это, пожалуй, одна из самых значительных и одновременно загадочных фигур современного джаза. Огромный чернобородый музыкант, похожий на неповоротливого медведя, а ещё больше - на Будду, писал перекошенные и изломанно-неуклюжие пьесы, которые многих приводили в ужас и смятение.
Феноменально нелюдимый и замкнутый, Монк с крайней неохотой открывал рот. А если и говорил, то как правило что-то невнятное. Иногда, поясняя свою мысль, композитор подчёркивал, что «чёрное это белое», а «два это один», в чём, конечно, при желании можно усмотреть элементы бытового дзэн-буддизма.
Но совсем не по-буддистски Монк считал, что нормальное состояние человека - это сон, и искренне сожалел, что ему не удаётся спать во время игры на фортепиано.
С Монком не любили иметь дело, он был на редкость ненадёжным человеком. Монк постоянно опаздывал на собственные выступления, а один раз прямо перед началом концерта в Детройте вдруг заявил владельцу клуба, что не станет играть, пока в зале не появится его жена. И в самом деле Монк сидел, сложа руки, пока в клуб не ввели его Нелли - в шлёпанцах, домашнем халате и бигуди. Бедную женщину выдернули из нью-йоркской квартиры, где она уже собиралась отходить ко сну, засунули в самолёт и доставили перед мутные очи мужа, который, как ни в чём не бывало, начал концерт, по обыкновению высказавшись в том духе, что «бабочки летают быстрее, чем птицы».
С Монком связана масса такого рода анекдотов, оттого рассказ о нём неизбежно превращается в пересказ анекдотов и сплетен.
По слухам, он с самого детства стремился стать непохожим на остальных – так называемых «нормальных» людей. Кстати, именно поэтому он всегда проявлял глухое упорство и несговорчивость, когда речь заходила о коммерциализации его музыки. Монк был принципиальным примитивистом и врагом виртуозности, всю жизнь он хранил верность раз и навсегда избранному стилю музыки, полной прорех и скачков. Вслед за Куртом Воннегутом этот стиль можно было бы назвать «телеграфно-шизофреническим».
Монк сильно переживал, видя, как другие добиваются популярности, эксплуатируя его идеи, скажем, как Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер.
В историю джаза Телониус Монк вошёл не только как самый оригинальный композитор и отец-основатель новой музыки, получившей странное имя «бибоп», но и как первый авангардист.
Телониус Сфиэр Монк родился 10-го октября 1917-го года в местечке Rocky Mount, штат Северная Каролина.
Cам Монк в разное время называл много разных дат своего рождения. Точную дату лишь в 1968-м году сумел выяснить критик Леонард Фэзер, который с огромным трудом добыл оригинал свидетельства о рождении.
Второго имени композитора «Sphere» в документе нет. По-видимому, это имя он присвоил себе по собственной инициативе в честь своего деда по материнской линии, которого звали Сфиэр Бэттс. Кроме того, в имени «Сфиэр», то есть «сфера», «шар», можно усмотреть антоним к жаргонному словечку «square», то есть «квадрат». Так лет пятьдесят назад называли людей, отставших от моды, неисправимых ретроградов. Следует отметить, что «Телониус» - имя уникальное, отец композитора назвал сына Телониусом в свою честь, да и сам композитор поступил так же. Других Телониусов, кроме трёх Монков, обнаружить не удалось. Филологи усматривают в этом редкостном имени следы немецкого имени Дитрих, сокращённо - Тилло. А из Тилло получилось как бы древне-латинское Телониус.
Впрочем, в школе молодого Монка никто Телониусом, разумеется, не звал. У мальчика было издевательское прозвище «monkey», «обезьяна».
В Нью-Йорк Телониус попал в возрасте трёх лет: его мать Барбара, сильная и волевая женщина, решила, что дети должны расти в столице. Семья поселилась в крошечной двухкомнатной квартирке на первом этаже в квартале, который назывался Сан Хуан Хилл. Это было чёрное гетто, но всё-таки не Гарлем. В этой квартире Монк прожил 60 лет, всю свою жизнь, сначала с матерью, сестрой и братом, потом - со своей женой и детьми. Отец Монка чувствовал себя в Нью-Йорке достаточно паршиво, постоянно болел, и быстро уехал обратно на юг. Мать нашла работу в муниципалитете в отделе социальной помощи. Кроме того, она подрабатывала, убирая квартиры богатых соседей.
Мать боготворила своего сына, который отвечал ей тем же. Интересно, что почти все величайшие таланты джаза, то есть, те, кого не стыдно назвать гениями, выросли без отца - Луис Армстронг, Чарли Паркер, Джон Колтрейн, Телониус Монк.
Телониус прилежно учился в школе, особенно преуспевая в физике, математике и баскетболе. Позже он не раз заявлял, что «музыкантом может стать только математик».
Относительно того, когда Монк в первый раз увидел чёрно-белые клавиши, царит полная неясность. Сам Монк заявлял, что в возрасте 10-ти лет.
Собственно, фортепиано считалось девичьим инструментом, поэтому учиться играть на нём должна была старшая сестра Телониуса Марион, а мальчикам полагалось изучать скрипку или трубу. Но преподаватель музыки посоветовал матери не мучить детей, и Марион на всю жизнь избавилась от ненавистной музыки, а Телониус - от ненавистной трубы. Очень скоро мальчик выяснил, что преподаватель ничего принципиально нового сообщить ему не может.
Телониус запоем слушал новые грампластинки, вращавшиеся на сумасшедшей скорости 78 оборотов в минуту. В основном это был фортепианный джаз.
Мать купила сыну фортепиано, и тот буквально прилип к клавишам. Ясное дело, никем другим, кроме как музыкантом, он быть не хотел. «Если бы я не стал музыкантом, - говорил много позже Монк, - я бы, наверное, стал городским бродягой».
Сам композитор постоянно уверял, что тому, у кого есть природный дар, никакое образование не нужно. А свою музыку он просто извлекает из головы. А о европейской классике никакого понятия не имеет. Сын композитора, однако, напрягся и вспомнил, что в детстве видел в комнате отца две огромные - больше метра высотой - стопки тоненьких книг, похожих на журналы, со странными надписями на корешках: Брамс, Лист, Бах, Барток. Это были, безусловно, ноты.
Одно время 20-тилетний Монк брал частные уроки теории музыки и гармонии у преподавателя, который работал в Джуллиард Скул, то есть в нью-йоркской консерватории. На этом основании почтенное учебное заведение уверяет, что воспитало композитора Телониуса Монка. В любом случае, диплома у него не было, мнения о качестве высшего музыкального образования он был крайне невысокого, и больше, чем на один год занятий, его терпения не хватило.
В ноябре 1940-го в Нью-Йорке Хенри Минтон открыл джазовый клуб Минтонс Плейхаус. Фактически это был ресторан гарлемского отеля Сэсил. Стены помещения были плотно увешаны картинами, вдоль одной стены тянулся длиннющий бар, свет был приглушён, над дверями висели тяжёлые портьеры. В конце комнаты - широкая сцена. Неподалёку находился театр Аполло, и хозяин надеялся, что его заведение станет излюбленным местом для джазовых музыкантов, которые в свободную минутку будут заглядывать в клуб и играть просто так для души. Единственная плата за выступление - ужин.
В клубе предполагался и собственный оркестр, главную роль в котором играл 27-летний барабанщик Кенни Кларк.
Он реализовал принципиально новую манеру игры на барабанах. Суть новшества состояла в том, что Кенни перенёс основной ритм на тарелки: ранее ударники отбивали его ногой на бас-барабане. Кенни сразу стал стучать легче, точнее, разнообразнее, а главное - быстрее. Кенни Кларк поискал пианиста и остановил свой выбор на 23-летнем Телониусе Монке, который соглашался на любую работу и получал за семь концертов в неделю всего 17 долларов.
Так возникла ритм-секция, которой было суждено радикально изменить лицо тогдашнего джаза.
Впрочем, о революции никто и не думал, свою задачу Монк понимал куда проще: дарить людям хорошее настроение. При этом он отказывался идти на компромиссы, ни о каком коммерческом свинге или, избави Бог, диксиленде не желал слышать, лично аранжировал все пьесы (многие из которых были его собственного сочинения) и начинал каждый номер фортепианным вступлением, чтобы с самого начала навязать всем музыкантам свой темп и свою последовательность аккордов.
Очень скоро Минтонс плейхаус стал, действительно, излюбленным местом встречи джазистов. Многие рвались на сцену.
Чтобы не играть с заведомыми лабухами, Кенни Кларк и Телониус Монк применяли набор постоянно усложнявшихся приёмов, которые могли привести в замешательство даже вполне профессионального трубача или саксофониста.
Излюбленным трюком было удваивание темпа, а также неожиданная и непонятно куда ведущая последовательность аккордов, которую выдавал Монк, все свои силы, время и талант посвящавший борьбе с традиционными аккордами, применявшимися в свинге. Бешеный темп, хитроумные аккорды и непредсказуемо прыгающий ритм имели и ещё одну цель - играть такую музыку, которую ни один белый джазист не сможет ни понять, ни воспроизвести, а следовательно - не сумеет украсть. Нового Бенни Гудмена быть не должно.
Очень скоро ритм-секция саботажников Монка и Кларка насобачилась делать такую музыку, под которую не был способен импровизировать ни один из посетителей клуба. А в клуб заходили очень большие мастера - такие как Лестер Янг, Коулмен Хокинс и Бен Уебстер.
Летом 1942-го года в модный Минтонс Плейхаус, славный своей сумасшедшей музыкой, стали захаживать два молодых человека - трубач Диззи Гиллеспи и альт-саксофонист Чарли Паркер.
Всем известно, что революцию в джазе совершили именно они. Именно их имена вскоре засияли на рекламных плакатах и на щитах перед входами в самые престижные нью-йоркские клубы. Именно они стали записывать пластинки, которые расходились большими тиражами. Телониус Монк сам не демонстрировал такой ослепительной виртуозности, которой блистали Паркер и Гиллеспи. И оказалось, что он как бы не при чём.
Диззи Гиллеспи позаимствовал не только систему аккордов Телониуса Монка, в чём прямо признавался, но и его внешний вид. Именно Монк начал первым носить во время концертов чёрный берет и чёрный очки в шикарной бамбуковой оправе.
В 1944-м бибоп вошёл в большую моду. Монк покинул Минтонс Плейхаус таким же нищим и безызвестным, каким первый раз вошёл в него три года назад. Он поиграл в квартете Коулмена Хокинса и в бигбэнде Диззи Гиллеспи, откуда был выгнан за постоянные опоздания, и снова оказался без работы.
Но всё-таки он мог кое-как сводить концы с концами.
Алкоголь и наркотики
Минтонс Плейхаус был не только рассадником модной музыки. В клубе практически открыто курили марихуану, можно было легко достать кокаин и героин. По общему мнению, единственным ненаркоманом был Диззи Гиллеспи - он только курил траву.
Все отмечали, что Монк буквально спал на ходу. Диззи вспоминал, что ему приходилось щипать задремавшего над клавишами пианиста и громко орать ему в ухо, чтобы тот проснулся.
Возможно, что необычайная сонливость Монка объяснялась огромным количеством медицинских препаратов, которые он глотал. Нью-йоркский отдел борьбы с наркотиками в течение многих лет полагал, что Монк - заядлый героинист. На этом основании он много лет был лишён возможности выступать в клубах. Но существуют медицинские документы, удостоверяющие, что Монк героин не употреблял.
У всех, кто был близко знаком с композитором, не было и тени сомнения, что он постоянно находился под действием каких-то тяжёлых химических препаратов, но никто не верил, что Монк был в состоянии самостоятельно расплавить героин в чайной ложечке и сделать себе внутривенную инъекцию: музыкант был настолько неуклюж, что шнурки на ботинках и галстук ему завязывала его жена Нелли. В любом случае, он курил марихуану, глотал успокоительные таблетки и сильно пил: как минимум бутылку виски в день.
В отличие от всех остальных пианистов, Телониус Монк, играя на фортепиано, никогда не сгибал своих пальцев, а колотил по клавишам вытянутыми и напряжёнными пальцами, которые он держал параллельно клавиатуре.
Этой странности было придумано много объяснений, например, такое: у Монка были от природы маленькие и пухлые кисти рук, чтобы дотянуться до находящихся далеко друг от друга клавиш, пианисту приходилось широко растопыривать пятерню, отсюда и стиль игры. При этом он иногда попадал одним пальцем сразу на две соседние клавиши, что приводило к странному диссонансу в аккорде. Монку нравился производимый эффект, и он сделал его характерной чертой своего стиля.
К сожалению, это весьма распространённое объяснение своеобразия аккордов Телониуса Монка не выдерживает критики. Тот, кто неуклюже задевает ненужные клавиши, допускает, как говорил сам Монк, «wrong mistakes» - «неправильные ошибки». А вот умение допустить правильную и продуктивную ошибку, которая существенно обогатит гармонию пьесы - это очень большое искусство на грани шулерства.
Неловкостью коротких пальцев тут ничего не объяснишь.
1947-й год занимает особое место в карьере Телониуса Монка.
Во-первых, тридцатилетний музыкант наконец женился на Нелли Смит, подруге своего детства, которую знал и любил аж с пятнадцатилетнего возраста. Монк уверял, что познакомился с Нелли чисто телепатическим путём: увидев её, молодой Телониус понял «Она!», Нелли тоже всё поняла, но познакомились они лишь через полгода, а поженились через пятнадцать лет.
Этот брак был счастливым: Нелли проявляла поистине материнскую заботу о своём неуклюжем и странноватом Телониусе и фактически содержала его. Нелли работала секретаршей. Именно она покупала мужу приличные костюмы, впрочем, композитору помогали все его многочисленные родственники. Некоторые критики и коллеги-музыканты полагали, что если бы Монк был вынужден сам себя содержать, возможно, он меньше бы выпендривался.
Пианист мог посреди выступления внезапно встать из-за своего инструмента и покинуть клуб под тем предлогом, что какая-то клавиша болтается. Надо заметить, что рояли, которые стояли в джазовых клубах, действительно, находились в ужасающем состоянии.
Во время своего выступления в гарлемском танцзале Голден Гэйт Монк обнаружил, что педаль рояля не закреплена. Не прекращая своего соло, он буквально сполз под стул - зрители подумали, что он завязывает шнурки на своих штиблетах. Не тут то было. Монк с неприятным хрустом выломал из инструмента педальную стойку, помахал своей добычей в воздухе и продолжил концерт, как ни в чём не бывало. Шокирован был не один лишь владелец танцзала. Слух об этом странном происшествии дошёл аж до Европы.
Но самое главное событие 1947-го года состояло в том, что в августе Монк подписал эксклюзивный пятилетний контракт с Blue Note.
15-го октября 1947-го года, всего через пять дней после своего тридцатилетия, Монк первый раз в жизни вошёл в звукозаписывающую студию в качестве шефа оркестра. Можно предположить, что перфекционист Монк, который был не частым гостем в звукозаписывающих студиях, досконально всё продумал и тщательно подготовил? Ничуть не бывало.
Работа протекала странным образом, но очень типичным для Монка: все свои последующие пластинки он записывал точно так же.
Ни одна из композиций не репетировалась заранее. Монк раздавал коллегам партитуры с темами, говорил, кто за кем солирует, и... поехали. Худо-бедно музыкантам приходилось прорываться сквозь труднейшие в ритмическом и гармоническом отношении пьесы, к тому же наполненные многочисленными западнями. Если пьеса явно не шла, Монк тут же импровизировал новую тему, и присутствующим полагалось следовать за ним. Если кто-то с точки зрения композитора халтурил, то он издевательски спрашивал: «Ты музыкант? Профсоюзный билет в кармане? Играй давай!»
Иногда Монк комментировал сложные места и соглашался их упростить, при этом новая версия его пьесы могла радикально отличаться от только что сыгранной. К тому же Монку постоянно приходили новые идеи прямо по ходу пьесы: скажем, выкинуть один такт при очередном повторении темы или поменять последовательность аккордов, из-за чего вся тема буквально завязывалась узлом. Каждый раз музыканты искренне удивлялись, что им вообще удалось доиграть композицию до конца.
С сегодняшней точки зрения, особенно абсурдных наворотов в пьесах Монка нет. А вот что и сегодня кажется странным: как композитору может нравится музыка, которую буквально из-под палки играют музыканты, не понимающие, что они делают и зачем? И неужели этого не слышат слушатели?
Очень характерно было и то, как Монк по просьбе продюсера, которому нужно было надписать плёнку, называл свежезаписанную пьесу. Монк нечленораздельно мычал, говорил что-то вроде «чик-чирик»,или долго тянул: «вот эту, э-э-э, сейчас...» Продюсер записывал, что слышал. Странные и часто бессмысленные названия пьес Монка - это фиксация его мычания и бессвязных слов, которые кое-как расслышал продюсер. Впрочем, некоторые названия вполне осмысленны, скажем, знаменитейшей пьесы «Round Midnight» - «Около полуночи».
Все пьесы, которые записывались в конце 40-х годов, не могли быть длиннее трёх минут: маленькие грампластинки вращались на скорости 78 оборотов в минуту. В три минуты надо было упаковать вступление, тему, все соло, ещё раз тему и финал, всего 32 такта, которые долгие годы были хребтом и джаза, и поп-музыки. Разумеется, в клубе композиции звучали длиннее и раскованнее.
Эльфред Лайэн – владелец Blue Note - возлагал на неизвестного широкой публике Монка огромные надежды. Blue Note отошла от обычной практики и ждала несколько месяцев, пока не набралось 14 композиций, подавляющая часть которых - собственные сочинения Монка, а вовсе не джазовые стандарты, знакомые публике.
Рекламные объявления были помещены в газетах, прохожие на улицах получали в руку маленькие листовки, на которых Телониус Монк объявлялся ни много ни мало «верховным жрецом бибопа». Всё это походило на рекламу какой-то мутной религиозной секты: ведь фамилия Монк означает «монах». «Верховный жрец бибопа Телониус Монах!» Публика пугалась, а джазовые критики потешались до колик в животе.
Общее мнение о причине провала таково: Монк не владеет своим инструментом, иначе сказать, он - дилетант. Надо заметить, что в конце 40-х пианисты изо всех сил пытались воспроизвести манеру трубачей и саксофонистов, которые были в большой моде. Монк этим явно не занимался. Близко его знавшие люди прямо говорили, что «всё началось с Монка, Диззи Гиллеспи лишь упаковал продукт и выставил на продажу». Это мнение было настолько распространено, что некоторые критики даже выступили с его опровержением, дескать, Монк бибопа не изобретал, потому что куда ему - неграмотному неумехе.
Саксофонист Джонни Гриффин был свидетелем, как взбешённый Монк исполнил пьесу в бешено-виртуозной манере самого Арта Тэйтума - недостижимого идола бибопа. Джонни не поверил своим глазам и ушам.
В апреле 1948-го молодой критик Оррин Кипньюс опубликовал хвалебную статью, в которой шла речь об общем кризисе бибопа, превратившемся в коммерческую музыку, и о том, что именно Телониус Монк - в силу своей независимой позиции изобретательного и смелого аутсайдера, - даёт основания надеяться, что у джаза ещё есть будущее.
В 1955 году коллега и друг Монка Чарли Паркер скончался. Это печальное событие привлекло внимание широкой публики к миру джаза, и пластинки Телониуса Монка стали продаваться лучше. Он заключил контракт со студией «Riverside», владелец которой, Оррин Кипньюс, убедил амбициозного музыканта записать классические джазовые мелодии в своей интерпретации. Так был создан альбом «Thelonious Monk Plays Duke Ellington», который высоко был оценён Дюком Эллингтоном и смог пробудить интерес публики к Телониусу Монку, тем не менее этот альбом не очень высоко ценится критиками, которые считают его одной из слабейших записей музыканта.
В 1956 году телеканал СBS пригласил Монка принять участие в шоу «Звёзды джаза», где он привлёк всеобщее внимание своей удивительной манерой никогда не сгибать пальцев, нажимая на клавиши. В этом же году был записан, пожалуй, самый знаменитый альбом музыканта — «Brilliant Corners» (при участии тенор-саксофониста Сонни Роллинза). Заглавная композиция альбома была так сложна, что ни один из записанных вариантов не был идеальным, и в итоге в альбом вошла версия, склеенная из нескольких неудачных записей. В 1957 году усилиями баронессы де Кёнигсвартер и Харри Коломби, нового менеджера Монка, музыканту удалось вернуть кабаре-кард. Вскоре он начал работать в джаз-клубе «Five Spot» во главе созданного им квартета. Изначально с ним играл Джон Колтрейн, но в конце 1958-го его место занял Джонни Гриффин, а затем Чарли Роуз, который продержался в коллективе целых 12 лет. В этом же году случился очередной скандал, музыкант снова попал под суд за хранение наркотиков и был лишён возможности выступать в клубах на 2 года. В 1959 году он едва не попал в психиатрическую больницу из-за своего асоциального и странного поведения, но постепенно с помощью своей жены ему удалось прийти в нормальное состояние. Его музыка (совместно с Артом Блэйки) вошла в саундрек фильма «Исчезающие женщины» («Des Femmes Disparaissent») режиссёра Эдуарда Молинаро, Монк всё-таки добился широкой известности. В 1963-м году он был включён читателями журнала «Down Beat» в Зал Славы джаза (любопытно, что он так никогда и не вошёл в этот список по версии критиков), 1964-м журнал «Time» посвятил ему целый номер, портрет Монка для обложки сделал Борис Шаляпин (сын знаменитого певца). Журнал должен был выйти 29 ноября 1963 года, но вместо Монка на обложке появился Линдон Джонсон, избранный президентом США после убийства Кеннеди, и выпуск был отложен. В журнале был упомянут тот факт, что музыкант злоупотребляет алкоголем и наркотиками.
В этот период Монк заключил контракт с «Columbia Records», но его новые произведения утратили былую оригинальность: все они строились по одному плану и были похожи друг на друга. Исключение составляет его последний альбом, записанный в этой студии — «Underground».
Концерн CBS предложил музыканту выпустить альбом с песнями группы «The Beatles» в собственной интерпретации, чтобы внести новизну в его творчество, но Монк отказался. В 1971 году он принял участие во всемирном турне «Гиганты джаза», в это же время записал свой последний альбом в трёх частях на небольшой студии «Black Lion».
После 1971-го музыкант почти не выступал, свой последний концерт он дал летом 1976 года. Монк до минимума сократил свои контакты с внешним миром, он поселился в доме Панноники де Кёнигсвартер, не проявляя видимого интереса ни к музыке, ни к жизни вообще. 17 февраля 1982 года Телониус Монк умер от инсульта; похоронен на кладбище Фернклифф (Ferncliff Cemetery), в городе Хартсдейл, штат Нью-Йорк. Посмертно он получил две значительные награды: в 1993 году был награждён премией «Грэмми» за вклад в музыкальное искусство, а в 2006 году был удостоен Пулитцеровской премии в области музыки.[3]
В 1986 году был основан Институт джаза имени Телониуса Монка [4] — некоммерческая образовательная организация, призванная дать возможность молодым джаз-музыкантам со всего мира учиться у признанных мастеров.
В 1989 году был выпущен документальный фильм «Thelonious Monk: Straight, No Chaser» (в роли продюсера выступил Клинт Иствуд), в котором члены семьи и коллеги Монка рассказывают о его жизни и творчестве.
Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
Thelonious Sphere Monk (Rocky Mount, North Carolina 10th October 1917 - Hartsdale, New York 17th February 1982) was a jazz pianist and composer.
Widely considered as one of the most important musicians in jazz -- he is one of only five jazz musicians to be featured on the cover of Time -- Monk had a unique improvisational style and made numerous contributions to the standard jazz repertoire, including "Epistrophy," "'Round Midnight," "Blue Monk," "Straight No Chaser" and "Well, You Needn't."
He could play be-bop but commented that be-bop "sounds like dixieland to me." His compositions and improvisations are full of dissonant harmonies and angular melodic twists, and are impossible to separate from Monk's unorthodox approach to the piano, which combined a highly percussive attack with abrupt, dramatic use of silences and hesitations; a style nicknamed "Melodious Thunk" by his wife Nellie.
Early life
Monk was born 10th October 1917 in Rocky Mount, North Carolina, the son of Thelonious and Barbara Monk, two years after his sister Marian. A brother, Thomas, was born a couple of years later. In 1922, the family moved to 243 West 63rd Street, in Manhattan. Monk started playing the piano at the age of six. Although he had some formal training and eavesdropped on his sister's piano lessons, he was essentially self-taught. Monk attended Stuyvesant High School, but did not graduate. He briefly toured with an evangelist in his teens, playing the church organ, and in his late teens he began to find work playing jazz.
Monk is believed to be the pianist featured on recordings Jerry Newman made around 1941 at Minton's Playhouse, the legendary Manhattan club where Monk was the house pianist. Monk's style at the time was described as "hard-swinging," with the addition of runs in the style of Art Tatum. Monk's stated influences include Duke Ellington, James P. Johnson, and other early stride pianists. Monk's unique piano style was largely perfected during his stint as the house pianist at Minton's in the early-to-mid 1940s, when he participated in the famous after-hours "cutting competitions" that featured most of the leading jazz soloists of the day. The Minton's scene was crucial in the formulation of the bebop genre and it brought Monk into close contact and collaboration with other leading exponents of bebop, including Dizzy Gillespie, Charlie Christian, Kenny Clarke, Charlie Parker and later, Miles Davis.
Early recordings (1944–1954)
In 1944 Monk made his first studio recordings with the Coleman Hawkins Quartet. Hawkins was among the first prominent jazz musicians to promote Monk, and Monk later returned the favor by inviting Hawkins to join him on the 1957 session with John Coltrane. Monk made his first recordings as leader for Blue Note in 1947 (later anthologised on Genius of Modern Music, Vol. 1) which showcased his talents as a composer of original melodies for improvisation. Monk married Nellie Smith the same year, and in 1949 the couple had a son, T.S. Monk, who later became a jazz drummer. A daughter, Barbara (affectionately known as Boo-Boo), was born in 1953.
In August 1951, New York City police searched a parked car occupied by Monk and friend Bud Powell. The police found narcotics in the car, presumed to have belonged to Powell. Monk refused to testify against his friend, so the police confiscated his New York City Cabaret Card. Without the all-important cabaret card he was unable to play in any New York venue where liquor was served, and this severely restricted his ability to perform for several crucial years. Monk spent most of the early and mid-1950s composing, recording, and performing at theaters and out-of-town gigs.
After his cycle of intermittent recording sessions for Blue Note during 1947–1952, he was under contract to Prestige Records for the following two years. With Prestige he cut several under-recognized, but highly significant albums, including collaborations with saxophonist Sonny Rollins and drummer Art Blakey. In 1954, Monk participated in the famed Christmas Eve sessions which produced the albums Bags' Groove and Miles Davis and the Modern Jazz Giants by Miles Davis. Davis found Monk's idiosyncratic accompaniment style difficult to improvise over and asked him to lay out (not accompany), which almost brought them to blows. However, in Miles Davis' autobiography Miles, Davis claims that the anger and tension between Monk and himself never took place and that the claims of blows being exchanged were "rumors" and a "misunderstanding."
In 1954, Monk paid his first visit to Europe, performing and recording in Paris. It was here that he first met Baroness Pannonica "Nica" de Koenigswarter, a member of the Rothschild banking family of England and a patroness of several New York City jazz musicians. She would be a close friend for the rest of Monk's life.
Riverside Records (1954–1961)
At the time of his signing to Riverside, Monk was highly regarded by his peers and by some critics, but his records did not sell in significant numbers, and his music was still regarded as too "difficult" for mass-market acceptance. Indeed, with Monk's consent, Riverside had managed to buy out his previous Prestige contract for a mere $108.24. His breakthrough came thanks to a compromise between Monk and the label, which convinced him to record two albums of his interpretations of jazz standards.
His debut for Riverside, which featured bass innovator Oscar Pettiford, was built around Monk's distinctive interpretations of selection of well-known pieces by Duke Ellington, including "Caravan" and "It Don't Mean A Thing (If It Ain't Got That Swing)". The resulting LP, Thelonious Monk Plays Duke Ellington, was designed to bring Monk to a wider audience, and pave the way for a broader acceptance of his unique style. According to recording producer Orrin Keepnews, Monk appeared unfamiliar with the Ellington tunes and spent a long time reading the sheet music and picking the melodies out on the piano keys. Given Monk's long history of playing, it seems unlikely that he didn't know Ellington's music, and it has been surmised that Monk's seeming ignorance of the material was a manifestation of his typically perverse humor, combined with an unstated reluctance to prove his own musical competency by playing other composers' works (even at this late date, there were still critics who carped that Monk "couldn't play").
Finally, on the 1956 LP Brilliant Corners, Monk was able to record his own music. The complex title track, which featured tenor saxophonist Sonny Rollins, was so difficult to play that the final version had to be edited together from three separate takes. The album, however, was largely regarded as the first success for Monk; according to Orrin Keepnews, "It was the first that made a real splash."
After having his cabaret card restored, Monk relaunched his New York career with a landmark six-month residency at the Five Spot Cafe in New York beginning in June 1957, leading a quartet that included John Coltrane on tenor saxophone, Wilbur Ware on bass, and Shadow Wilson on drums. Unfortunately little of this group's music was documented, apparently because of contractual problems, Coltrane signed to Prestige at the time. One studio session was made by Riverside but only later released on Jazzland; an amateur tape from the Five Spot (not the original residency, it seems, but a later 1958 reunion) was uncovered in the 1990s and issued on Blue Note. On November 29 that year the quartet performed at Carnegie Hall and the concert was recorded in high fidelity by the Voice of America broadcasting service. The long-lost tape of that concert was rediscovered in the collection of the Library of Congress in January 2005. In 1958 Johnny Griffin took Coltrane's place as tenor player in Monk's band.
In 1958, Monk and de Koenigswarter were detained by police in Wilmington, Delaware. When Monk refused to answer the policemen's questions or cooperate with them, they beat him with a blackjack. Though the police were authorized to search the vehicle and found narcotics in suitcases held in the trunk of the Baroness's car, Judge Christie of the Delaware Superior Court ruled that the unlawful detention of the pair, and the beating of Monk, rendered the consent to the search void as given under duress. State v. De Koenigswarter, 177 A.2d 344 (Del. Super. 1962). Monk was represented by Theophilus Nix, the second African-American member of the Delaware Bar Association.
Columbia Records (1962–1970)
In 1962, Monk signed to Columbia Records, one of the big four American record labels of the day along with RCA Victor, Capitol, and Decca. He had not recorded a studio album since 5 By Monk By 5 in June of 1959, a year that had seen the dual innovations of free jazz by Ornette Coleman, and modal jazz by Miles Davis via his landmark LP on Columbia, Kind of Blue, enter the jazz world. Monk jumped ship to Columbia as he ran out his contract to Riverside via a series of live albums, working with producer Teo Macero on his debut for the label.[3] Featuring a stable line-up that had been with him for two years, tenor saxophonist Charlie Rouse, bassist John Ore, and drummer Frankie Dunlop, sessions in the first week of November yielded the Columbia debut released in 1963, Monk's Dream.
The resources at Columbia allowed Monk to be promoted more widely than earlier in his career. Monk's Dream would remain the best-selling LP of his lifetime, and on February 28, 1964, Monk appeared on the cover of Time magazine, and was featured in the article, "The Loneliest Monk". He continued to record a number of well-reviewed studio albums, particularly the debut, Criss Cross also from 1963, and Underground from 1968. But by the Columbia period his compositional output was much reduced, and only his final Columbia studio record Underground featured a substantial number of new tunes, including his only waltz time piece, "Ugly Beauty."
As had been the case with Riverside, his period with Columbia Records contains many live albums, including Miles and Monk at Newport from 1963, Live at the It Club and Live at the Jazz Workshop, both from 1964 with the latter relased in 1982. After the departure of Ore and Dunlop, the rhythm section of Monk's quartet during the bulk of his Columbia period was rounded out by Larry Gales on bass and Ben Riley on drums, both of whom joined in 1964 and would, along with Rouse, be his longest-serving band for over four years.
Later life
Monk had disappeared from the scene by the mid-1970s, and made only a small number of appearances during the final decade of his life. His last studio recordings were completed in November 1971, near the end of a worldwide tour with "The Giants of Jazz", which also included Dizzy Gillespie, Sonny Stitt, Art Blakey, Kai Winding and Al McKibbon.Monk's manner was idiosyncratic. Visually, he was renowned for his distinctively "hip" sartorial style in suits, hats and sunglasses, and he developed an unusual, highly syncopated and percussive manner of playing piano. He was also noted for the fact that at times he would stop playing, stand up from the keyboard and dance while turning in a clockwise fashion, ring-shout style, while the other musicians in the combo played. Bassist Al McKibbon, who had known Monk for over twenty years and played on his final tour in 1971, later said: "On that tour Monk said about two words. I mean literally maybe two words. He didn't say 'Good morning', 'Goodnight', 'What time?' Nothing. Why, I don't know. He sent word back after the tour was over that the reason he couldn't communicate or play was that Art Blakey and I were so ugly." A different side of Monk is revealed in Lewis Porter's biography, John Coltrane: His Life and Music; Coltrane states: "Monk is exactly the opposite of Miles [Davis]: he talks about music all the time, and he wants so much for you to understand that if, by chance, you ask him something, he'll spend hours if necessary to explain it to you."
The documentary film Thelonious Monk: Straight, No Chaser (1988) attributes Monk's quirky behaviour to mental illness. In the film, Monk's son, T.S. Monk, says that his father sometimes did not recognize him, and he reports that Monk was hospitalized on several occasions due to an unspecified mental illness that worsened in the late 1960s. No reports or diagnoses were ever publicized, but Monk would often become excited for two or three days, pace for days after that, after which he would withdraw and stop speaking. Physicians recommended electroconvulsive therapy as a treatment option for Monk's illness, but his family would not allow it; antipsychotics and lithium were prescribed instead.[8][9] Other theories abound: Leslie Gourse, author of the book Straight, No Chaser: The Life and Genius of Thelonious Monk (1997), reports that at least one of Monk's psychiatrists failed to find evidence of manic depression or schizophrenia. Others blamed Monk's behavior on intentional and inadvertent drug use: Monk was unknowingly administered LSD, and may have taken peyote with Timothy Leary. Another physician maintains that Monk was misdiagnosed and given drugs during his hospital stay that may have caused brain damage.
As his health declined, Monk's last six years were spent as a guest in the New Jersey home of his long-standing patron, Baroness Nica de Koenigswarter, who had also nursed Charlie Parker during his final illness. Monk didn't play the piano during this time, even though one was present in his room, and he spoke to few visitors. Monk died of a stroke on February 17, 1982 and was buried in Ferncliff Cemetery in Hartsdale, New York. Since his death, his music has been rediscovered by a wider audience and he is now counted alongside the likes of Miles Davis, John Coltrane, Bill Evans, and others as a major figure in the history of jazz. In 1993, he was posthumously awarded the Grammy Lifetime Achievement Award, and in 2006, Monk was posthumously awarded a Pulitzer Prize Special Citation.
Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.