Афонина Татьяна фотограф Москва

Хотите запечатлеть незабываемые моменты? Доверьте свои фотографии профессионалу! Услуги талантливого фотографа - гарантия качественных снимков и восхитительных портретов.

Посмотреть портфолио

Тексты песен benny goodman orchestra

Информация о артисте

Бенни Гудман - "Король Свинга"
(Benjamin David Goodman, 30.05.1909 – 13.06.1986)
Источник - http://www.swingtime.ru/swingcentral/p/bg.html
Он был непредсказуем, скрытен и высокомерен. Многие музыканты заявляли, что Бенни плохо платил и все поголовно вспоминают его «луч», яростный взгляд, получаемый за сделанную ошибку. Но он мог перевести любую мысль, пришедшую ему в голову, на язык кларнета. Играя, он доходил до точки, на которой кларнет исчезал, и всё, что вы слышали, был Бенни. В эру свинга, если кларнетист играл не в «стиле Гудмана», он играл неправильно.
Бенни Гудман был восьмым из 11 детей Дэвида и Доры Гудман, урождённой Грински. Дэвид Гудман, бедный портной, эмигрировал из Варшавы и поселился в чикагском гетто, на Максвелл-стрит. Когда Бенни было 10 лет, его отец узнал, что в Синагоге Иакова Кехела дают уроки музыки и предоставляют ученикам инструменты всего за 25 центов в неделю. Бенни и два его старших брата стали посещать эти уроки. Гарри дали тубу, Фредди получил трубу, а Бенни достался кларнет. На следующий год он уже играл в юношеском оркестре в Jane Addams' Hull House, продолжая учиться у руководителя оркестра Джеймса Сильвестра, а также у кларнетиста Чикагского симфонического оркестра Франца Шеппа (у которого также учился Бастер Бэйли).
Дебют Бенни состоялся в 1921 году, в Central Park Theater в Чикаго; его имитация стиля знаменитого кларнетиста Тэда Льюиса привела публику в восторг. Поступив в 1922 году в Harrison High School, Бенни начал играть с Austin High School Gang, в которую входили Бад Фриман, Джимми МакПартланд, Фрэнк Тешемахер и Дэйв Таф. Образцом подражания для Gang были New Orleans Rhythm Kings, чей кларнетист Леон Ропполо оказал большое влияние на стиль Гудмана. В те годы Бенни увлёкся новоорлеанским стилем, слушая Кинга Оливера и таких кларнетистов, как Джонни Доддс, Джимми Нун, Бастер Бэйли, Альберт Николас и Барни Бигард.
В 1923 году 14-летнему Бенни было позволено вступить в профсоюз музыкантов. К этому моменту он регулярно играл с Мёрфом Подаласки и Жюлем Эрбево. На одном из таких концертов, проходивших летом 1923 года на экскурсионном корабле, он впервые встретил Бикса Бейдербеке. Влияние стиля Бейдербеке проявляется на записях 1928 года ”A Jazz Holiday” и ”Blue” (Гудман на этих записях играет на саксофоне).
В 1925 году его услышал Гил Родин, игравший тогда с Беном Поллаком, и Гудман был приглашён в Лос-Анжелес, где базировался оркестр. В январе 1926 года Гудман вернулся вместе с оркестром Поллака в Чикаго, где 17 декабря того же года сделал свою первую запись, ”He’s the Last Word”, сделавшую его известным. В начале 1928 года оркестр переехал в Нью-Йорк, где Гудман, продолжая выступать с Поллаком, в то же время играл с Сэмом Ланином, Нэтом Шилкретом и Майером Дэвисом.
В сентябре 1929 года Гудман покинул оркестр Поллака и начал доходную карьеру студийного музыканта. Он работал на радио и студиях звукозаписи для Реда Николса, Бена Селвина, Теда Льюиса, Джонни Грина, Пола Уайтмена, Томми и Джимми Дорси. В 1933 году он записывался с Бесси Смит (это была её последняя запись) и Билли Холидэй (на её дебютной записи). Кроме того, он успешно выступал на Бродвее в ”Strike Up the Band” и ”Girl Crazy” Джорджа Гершвина (оба в 1930 году) и ”Free for All” Ричарда Уайтинга в 1931 году.
В 1933 году Бенни познакомился с Джоном Генри Хэммондом, поклонником джаза, организатором концертов и музыкальным критиком, который подтолкнул Гудмана к мысли о создании собственного оркестра.
Весной 1934 года Гудман собрал свой первый оркестр, состоявший из 12 человек и включавший трубача Банни Беригана. Небольшой репертуар включал несколько заметных аранжировок Дина Кинкэйда, Уилла Хадсона и Бенни Картера; одна из них – аранжировка ”Take My Word” – установила стандарт для саксофонистов эры свинга.
Оркестр успешно прошёл прослушивание у Билли Роуза для нового мюзик-холла, но контракт так и не был заключён – Роуз был заменён другим менеджером, которому стиль оркестра не понравился. Гудман не отчаивался, и в ноябре 1934 года ему удалось подписать контракт на цикл передач на NBC – ”Let’s Dance”, транслировавшихся вечером по субботам в течение 6 месяцев. Бюджет программы включал фонды для приобретения новых аранжировок, и Бенни нанял Флетчера Хендерсона, чьи аранжировки стали краеугольным камнем как для оркестра Гудмана, так и для всей эры свинга. Кроме переработки традиционных джазовых номеров (”King Porter Stomp”, ”Down South Camp Meeting”), Хендерсон прикоснулся и к популярным мелодиям дня (”What a Little Moonlight Can Do”, ”Sometimes I’m Happy”) и даже классике (”Болеро” Равеля).
В это время Гудман установил высокие исполнительские стандарты для своих музыкантов – редкость в оркестрах того времени – и включил в оркестр тромбонистов Реда Балларда и Джека Лэйси, саксофонистов Тутса Монделло и Хайми Шерцера, а в ритм-секции - Джорджа Ван Эпса и Фрэнка Фроэба, которых довольно быстро сменили Алан Реусс и Джесс Стэйси. Басистом был брат Гудмана Гарри, а ударником - Стэн Кинг, место коротого в 1935 году занял Джин Крупа. Певицей оркестра стала Хелен Уорд (впоследствии это были Марта Тилтон, Хелен Форрест и Пегги Ли).
Радиотрансляции закончились в мае 1935 году и Бенни снова находился в поисках контракта. Огромной популярностью среди молодёжи тогда пользовался Casa Loma Orchestra Глена Грэя, и Уиллард Александер из The American Music Corporation Agency убедил своих боссов, что именно оркестр Гудмана может составить конкуренцию на этом рынке.
Турне, спонсированное МСА, началось более чем неудачно – холодный приём в нью-йоркском Roosevelt Hotel был первой ласточкой; в штате Мичиган на концерт пришло всего 30 человек; в Денвере управляющий танцзала разорвал контракт после первого же выступления. К моменту прибытия оркестра в лос-анжелесский Palomar Ballroom 21 августа 1935 года, Бенни почти отчаялся. Каково же было его удивление, когда публика в заполненном до отказа зале пришла в восторг. На следующий день музыкальные критики захлёбывались от хвалебных речей, и эра свинга началась.
На волне успеха Гудман провёл ещё одну серию концертов по Америке, начав с выступления в Joseph Urban Room чикагского Congress Hotel. Для последнего и самого важного концерта в этой серии, Easter Sunday 1936, Гудман пригласил Тедди Уилсона.
Познакомившись с Тедди Уилсоном ещё в свою бытность студийным музыкантом, в июле 1935 года Гудман пригласил Уилсона записаться с Джином Крупой и им самим как The Benny Goodman Trio. Эта запись стала классикой. Соло Гудмана на ”After You’ve Gone” является примером его зрелого стиля. Запись хорошо продавалась, и Хелен Окли уговорила Бенни дать концерт. Убедившись, что представление расово смешанной группы не стало катастрофой и даже прошло почти незамеченным, Бенни тут же нанял Уилсона в качестве постоянного члена группы. В августе 1936 года The Benny Goodman Trio стало квартетом – к нему присоединился Лайонел Хэмптон. Первая запись квартета - ”Moonglow” – увидела свет 21 августа 1936 года. (К 1939 году квартет превратился в секстет, в который вошёл найденный Гудманом гитарист Чарли Кристиан).
С 1936 по 1939 год оркестр Гудмана находился на пике популярности, поддерживаемой серией радиотрансляций CBS ”The Camel Caravan”. В то же время оркестр впервые появляется в голливудских фильмах - ”The Big Broadcast of 1937” и ”Hollywood Hotel”.
3 марта 1937 года оркестр Гудмана начал трёхнедельную триумфальную серию концертов в нью-йоркском Paramount Theater, в течение которой он был неофициально коронован как «Король Свинга».
16 января 1938 года Гудман вывел джаз на новый уровень признания, первым из джазовых музыкантов выступив в Carnegie Hall с оркестром, включавшим Харри Джеймса, Зигги Элмана, Джесса Стэйси, Криса Гриффина, Вернона Брауна, Бэйба Рассина, Артура Роллини, Лайонела Хэмптона, Джина Крупу и Тедди Уилсона, а также солистов из оркестров Дюка Эллингтона и Каунта Бэйзи.
Но для удовлетворения собственных амбиций ему было недостаточно успеха в мире популярной музыки. Гудман стал одним из первых джазовых музыкантов, получивших признание, исполняя классический репертуар. Уроки Шеппа и, позднее, Реджинальда Келла, обеспечили базу для этой двойной карьеры. В 1935 году Бенни впервые исполнил «Кларнетный квинтет» Моцарта на вечеринке в доме Хэммонда, а три года спустя записал его с Будапештским струнным квартетом. Первое публичное выступление состоялось в нью-йоркском Town Hall в ноябре 1938 года, а в январе 1939 Гудман представил в Carnegie Hall ”Contrasts” Белы Бартока, написанную специально для него. Впоследствии Бенни выступал с ведущими оркестрами Америки, исполняя сочинения Пола Хиндемита, Арона Копленда, Леонарда Бернштейна, Мортона Гулда, Дариуса Милхауда, Карла Нильсена, И.Ф.Стравинского и Карла Марии фон Вебера.
В июле 1940 года болезнь заставила Гудмана распустить оркестр (к тому моменту Крупа, Джеймс, Уилсон, Стэйси, Хэмптон и Элман уже покинули его для создания собственных оркестров). Новый состав, собранный в октябре , включал Арти Бернштейна, Кути Уильямса, Сида Кэтлетта, Джорджи Элда, Флетчера Хендерсона, Джонни Гуарниери, Чарли Кристиана и Эдди Саутера, чьи аранжировки создали новое звучание оркестра, вместе с такими вещами, как ”Benny Rides Again” и ”Superman”. The Benny Goodman Sextet, покинутый Хэмптоном, был реорганизован, включив Кути Уильямса.
Во время Второй Мировой Войны, Гудман записывал только V-discs для Armed Force Radio Service, поскольку профсоюзный запрет на записи, действовавший с августа 1942 года по ноябрь 1944 года не позволял ему работать на Columbia Records (там было сделано большинство его записей).
В 1942 году он женился на сестре Джона Хэммонда – Элис Дакворт. У него родились две дочери: Рэйчел и Бенджи.
В 1947 году Гудман, начавший экспериментировать с би-бопом, собрал свой наиболее неоднозначный оркестр. Несмотря на его в целом критичное отношение к би-бопу, он искренне восхищался игрой Уорделла Грэя, Фэтса Наварро и Дуга Меттома. Тем не менее, немногие гармонические или ритмические новшества бопа проникли в его стиль. Запись 1948 года ”Stealin’ Apples” характерна для этого периода – все соло в новом стиле, кроме соло Гудмана, сохраняющего свою традиционную манеру. В октябре 1949 года Гудман распустил оркестр.
В 1950 году Columbia выпустила запись его концерта 1938 года в Carnegie Hall, ставшую бестселлером. Вдохновлённый успехом, Гудман собрал оркестр для концертного турне, но приглашение Луиса Армстронга и его All Stars было ошибкой. Две звезды не сошлись во мнениях уже на первых репетициях и к моменту первого представления в Carnegie Hall Гудман лежал в больнице, неизвестно – из-за реальной болезни или внезапного приступа дипломатичности.
В 1950-х Гудман продолжал записываться и активно гастролировать - европейское турне 1950 года, турне по Дальнему Востоку зимой 1956-57, второе европейское турне в 1958 году, в заключение которого он триумфально выступил в Американском Павильоне на брюссельской Всемирной Выставке. Оригинальный состав The Benny Goodman Trio воссоединился для записи в пользу Флетчера Хендерсона в 1951 году и для телепрограммы на NBS в 1953, а также появился в биографической ленте ”The Benny Goodman Story”, снятой в 1955 году.
В 1960-х Гудман отправился в мировое турне, спонсированное правительством США, как посол Доброй Воли. Он посетил Южную Америку (1961), Советский Союз (1962) и Японию (1964). В СССР он дал 32 концерта в Ленинграде, Москве, Киеве, Ташкенте, Тбилиси и Сочи, на которых побывало более 180000 человек, включая и Н.С.Хрущёва. В газете «Советская культура» Гудман был назван «истинным поэтом кларнета».
40-я годовщина его выступления в Carnegie Hall отмечалась там 17 января 1978 года. Несмотря на то, что Гудман собрал оркестр для этой цели, он не предпринял попытки воссоздать оригинальную программу.
Запись с Джорджем Бенсоном, выпущенная в 1982 году, продемонстрировала, что творческая энергия и технические навыки Бенни ничуть не потускнели с годами.
Он умер во сне 13 июня 1986 года, после репетиции в Lincoln Center.
Как джазовый кларнетист, Гудман не имел равных. Его безупречная игра установила стандарты качества для джазового выступления. Он открыл новую эпоху в популярной музыке. Он был первым белым руководителем расово смешанного оркестра. Он вывел джаз на новый уровень признания и привёл к нему новую аудиторию.
# Фильмография The Big Broadcast of 1937 (1936)
# Hollywood Hotel (1937)
# Syncopation (1942)
# The Powers Girl (1942)
# The Gang's All Here (1943)
# Stage Door Canteen (1943)
# Sweet and Lowdown (1944)
# Make Mine Music (1946)
# A Song Is Born (1948)
# All Star Swing Festival 1972 (1972)
# Ake Hasselgard Story (Jonas Sima, 1983)

Источник - http://www.swingtime.ru/swingcentral/p/bg.html Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
Benny Goodman, born Benjamin David Goodman, (May 30, 1909 – June 13, 1986) was an American jazz musician, known as King of Swing, Patriarch of the Clarinet, The Professor, and Swing's Senior Statesman.

Goodman was regarded by some as a demanding taskmaster, by others an arrogant and eccentric martinet. Many musicians spoke of The Ray, Goodman's trademark glare that he bestowed on a musician who failed to perform to his demanding standards. Anita O'Day and Helen Forrest spoke bitterly of their experiences singing with Goodman. "The twenty or so months I spent with Benny felt like twenty years," said Forrest. "When I look back, they seem like a life sentence." He could also be incredibly self-absorbed; it is reported that when eating an egg onto which a ketchup bottle cap had fallen, Goodman simply ate around it. At the same time, there are reports that he privately funded several college educations and was sometimes very generous, though always secretly. When a friend asked him why one time, he reportedly said, "Well, if they knew about it, everyone would come to me with their hand out."

Some suggest that Elvis Presley had the same success with rock and roll that Goodman achieved with jazz and swing. Without Goodman there would not have been a swing era. It is true that many of Goodman's arrangements had been played for years before by Fletcher Henderson's orchestra. While Goodman publicly acknowledged his debt to Henderson, many young white swing fans had never heard Henderson's band. While most consider Goodman a jazz innovator, others maintain his main strength was his perfectionism and drive. Goodman was a non - pariel virtuoso clarinetist and -along with only Artie Shaw, amongst the most technically proficient jazz clarinetists of all time.

Goodman is also responsible for a significant step in racial integration in America. In the early 1930s, black and white jazz musicians could not play together in most clubs or concerts. In the Southern states, racial segregation was enforced by the Jim Crow laws. Benny Goodman broke with tradition by hiring Teddy Wilson to play with him ] in the Autumn of 1936. He then added Lionel Hampton on vibes in December, 1936, and in the early Summer of 1939 he augmented the famous "quartette" with pioneering jazz guitarist Charlie Christian to his band and small ensembles, who played with him until his untimely death from tuberculosis less than three years later. To give an understanding of American history at this time, Goodman's integration of popular music happened ten years before Jackie Robinson entered Major League Baseball. "[Goodman's] popularity was such that he could remain financially viable without touring the South, where he would have been subject to arrest for violating Jim Crow laws." By the mid- Summer of 1941, Benny had hired the incomparably rhythmic and show-man drummer, legendary "Big Sid" Catlett, the (later) famous John Simmons on bass, and still possessed the incomparable Charlie Christian on electric guitar -plus Cootie Williams was in the middle of his one-year contract... This amounted to virtually one-quarter of the orchestra of black heritage, but of course -following Jimmy Munday and Fletcher Henderson (who also joined the band as pianist for 6 months in July, 1939) it was really an orchestrated white extension of black big band jazz -only, curiously -better. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.