Чарльз Мингус - родился 22 апреля 1922 года в Ногалесе, штат Аризона, а умер 5 января 1979 года в Коэрновэка, Мексика.
Рождённый в армейском лагере, Мингус вскоре переехал в Лос-Анджелес, где и прошло его детство. Первой музыкой, которую он услышал, были церковные песнопения - единственная музыка, которую его мачеха терпела дома. Но однажды, несмотря на угрозу наказания, он поставил на отцовский патефон "East St. Louis Toodle-Oo" Дюка Эллингтона - это было его первое знакомство с джазом. В 6 лет он пробовал играть на тромбоне, затем на виолончели, в средней школе играл на контрабасе. Его ранними преподавателями были Рэд Кэллендер и экс- басист нью-йоркской филармонии Герман Рейншаген, композицию он изучал с Ллойдом Рисом.
Чарльз Мингус признавал немногих парней равных ему по мастерству. Его манера игры на басу с мощным тоном и пульсирующим ритмом поднимает звучание инструмента над общим саундом оркестра. Люди, которые его знали, говорили, что он "всегда хранил свои уши и пальцы на пульсе времени". Произведения в его исполнении были пропитаны духом спонтанности и свирепой выразительной мощью джаза. Честолюбивый, часто приземлённый в выражениях, одновременно радикальный и глубоко традиционный Чарльз Мингус сочинял и сам. Музыкальное творчество Мингуса - яркий синтез эмоций от всего того, что он испытал - от евангелия, новоорлеанского блюза, бопа и латинской музыки, до современной классической музыки и авангардистского джаза. Если его ранние работы были написаны в классическом ключе, то к середине 1950-ых годов, он разработал новый нетрадиционный стиль. Чарльз Мингус рассаживал своих музыкантов по разным комнатам, где они и репетировали в гордом одиночестве, импровизируя и привнося в произведения собственную индивидуальность. Он был также отличный пианист, и с успехом играл солирующие пиано-партии в оркестре (1961-1962), правда, тогда ему приходилось нанимать сессионного басиста, чтобы он заменял его на таких концертах.
У нетерпеливого и жесткого Мингуса было много врагов по ту и по другую сторону сцены. Он увольнял музыкантов без особых на то причин. Обладая большой физической силой и внушающими габаритами Чарльз часто использовал эти свои качества для запугивания, направляя свой гнев против невнимательных зевающих слушателей или нечаянно попавших на его концерт чванливых зазнаек. На одном из концертов в Филадельфии, посвящённом памяти его погибшего коллеги, он вышел из себя и с такой силой хлопнул крышкой фортепьяно, что чуть не размозжил пальцы рук пианиста, а затем нокаутировал тромбониста Джимми Неппера ударом в челюсть.
Чарльз Мингус всю жизнь страдал от расовых предубеждений и, в связи с этим, невозможностью реализовать себя в музыкальном бизнесе. Его эмоции нашли выход в музыке. Действительно, некоторые причудливые названия его произведений имели политический подтекст. Например, "Fables Of Faubus"("Басни Фойбаса") представляет собой намек на губернатора Арканзаса, который требовал раздельного обучения для "белых" и "цветных.
Написанный Мингусом в 1940 году "Half-Mast Inhibition" поражает разнообразием приёмов, слишком виртуозных для 19-летнего юноши. В 1941 году Мингус как одарённый басист выступает с Кидом Ори в группе "Barney Bigard's", а в 1942 году с Луи Армстронгом. Позже он под именем барона фон Мингуса работал оркестром Лайонела Хамптона (1947-48), параллельно сотрудничая ещё с несколькими ведущими ансамблями. Он постепенно приобретал признание как талантливый басист. Его пригласили играть в "Red Norvo's" с Толом Фэрлоу (1950-1951). Вскоре он переезжает в Нью-Йорк, расстается с "Norvo's" и начинает работать с такими джаз-звездами как Билли Тейлор, Стэн Гетц и Арт Тэйтум, играл в Торонто с Чарли Паркером, Диззи Гиллеспи, Бадом Пауэллом и Максом Роучем.
Так же он ненадолго присоединился к своему идолу - Эллингтону. Правда Эллингтон его быстро уволил, но это вновь подчеркнуло индивидуальность Мингуса, потому что он оказался единственным человеком, который удостоился чести быть уволенным Эллингтоном лично.
Вместе со своей тогдашней женой Селией и Максом Роачем, Чарльз Мингус основал рекорд-лейбл "Debut" (1952), выпуская всё от бибопа до экспериментальной музыки. К 1956 году, с выпуском "Pithecanthropus Erectus", Мингус наконец смог реализовать себя как композитор, создавая произведения удачно сочетающие в себе традиционный джаз и новаторские приемы, прокладывая себе путь во фри-джаз. В течение следующего десятилетия, он продолжал работу с несколькими лейблами, выпуская альбомы: "The Clown", "New Tijuana Moods", "Mingus Ah Um", "Blues and Roots", "Oh Yeah" и "The Black Saint and the Sinner Lady".
Чарльз Мингус почти полностью оставил музыку в 1966-м и вернулся на сцену в июне 1969 года. В начале 70-х удача вновь улыбнулась ему. Публикация автобиографии "Beneath The Underdog" в 1971 году, перепродажа "Debut" и промоушн колумбийского альбома "Let My Children Hear Musik" вернули ему утраченную уверенность в себе. Однако времени у него оставалось уже немного, так как врачи поставили ему диагноз - рассеянный склероз. Через год он был не способен играть на басу и передвигался в инвалидной коляске. 18 июня 1978 года в Белом Доме состоялся концерт, на котором правительство официально признало заслуги Чарльза Мингуса в области джазовой музыки.
Его последней работой был проект с певицей Джонни Митчелл. Она была последней, кому довелось поработать с выдающимся джазовым композитором, памяти которого посвящён её альбом «Mingus» 1979 года.
Студийный альбомы:
Jazz Composers Workshop (1954-55)
The Jazz Experiments Of Charlie Mingus (1955)
Pithecanthropus Erectus (1956)
The Clown (1957)
East Coasting (1957)
A Modern Jazz Symposium Of Music And Poetry (1957)
Mingus Ah Um (1959)
Mingus Dynasty (1959)
Blues & Roots (1960)
Charles Mingus Presents Charles Mingus (1960)
Reincarnation Of A Lovebird (1960)
Oh Yeah (1961)
Tonight At Noon (1957-61)
Tijuana Moods (1962)
The Black Saint And The Sinner Lady (1963)
Mingus Mingus Mingus Mingus Mingus (1964)
Mingus Plays Piano (1964)
Let My Children Hear Music (1972)
Mingus Moves (1973)
Changes One (1974)
Changes Two (1975)
Three or Four Shades Of Blues (1977)
Cumbia & Jazz Fusion (1978) Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
Charles Mingus (22nd April 1922 – 5th January 1979) was an American jazz bassist, composer, bandleader, and occasional pianist from Los Angeles. He was also known for his activism against racial injustice.
Mingus' legacy is notable: he is ranked among the finest composers and performers in jazz, and recorded many highly regarded albums. Dozens of musicians passed through his bands and later went on to impressive careers. His songs - though melodic and distinctive - are not often recorded by later musicians, due in part to their unconventional nature. Mingus was also influential and creative as a bandleader, recruiting talented and sometimes little-known artists whom he assembled into unconventional and revealing configurations.
Nearly as well known as his ambitious music was Mingus' often fearsome temperament, which earned him the nickname "The Angry Man of Jazz". His refusal to compromise his musical integrity led to many onstage explosions, though it has been argued that his temper also grew from a need to vent frustration. Ironically, a perfect show could irritate him by closing this outlet.
Mingus was prone to depression. He tended to have brief periods of extreme creative activity, intermixed with fairly long periods of greatly decreased output.
Most of Mingus's music retained the hot and soulful feel of hard bop and drew heavily from black gospel music while sometimes drawing on elements of Third Stream Jazz and free jazz. Yet Mingus avoided categorization, forging his own brand of music that fused tradition with unique and unexplored realms of jazz. Mingus focused on collective improvisation, similar to the old New Orleans Jazz parades, paying particular attention to how each band member interacted with the group as a whole. In creating his bands, Mingus looked not only at the skills of the available musicians, but also their personalities. He strived to create unique music to be played by unique musicians.
Due to his brilliant writing for mid-size ensembles - and his catering to and emphasising the strengths of the musicians in his groups - Mingus is often considered the heir apparent to Duke Ellington, for whom he expressed unqualified admiration. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.