Рой Харпер родился 12 июня 1941 года в Манчестере. Его мать умерла через месяц после родов, и его воспитанием занималась в основном мачеха. С самого детства Рой интересовался литературой (в основном поэзией) и музыкой. Сначала он был большим поклонником блюза, особенно Lead Belly и Big Bill Broonzy, а также исполнителей фольклора, типа Woody Guthrie. Когда ему было 18, он впервые услышал Майлза Дэвиса (Miles Davis), который произвел на него сильнейшее впечатление. Собственно говоря, именно с него Рой стал интересоваться серьёзной музыкой.
В 14 лет он со своими братьями Дэвидом и Гарри сформировал группу De Boys. Они пытались исполнять модный в те годы скиффл, но из этой затеи ничего не вышло, так как никто из них толком играть не умел. В 15 лет Рой убежал из дома, где атмосфера стала совсем невыносимой. Отец требовал от него прилежной учебы и получения высшего образования, а мачеха, бывшая членом секты свидетелей Иеговы, чересчур уж ревностно заботилась о спасении его души. Вскоре его призвали в армию в Королевские ВВС. Но служба пришлась ему не очень-то по душе, и он пытался хоть как-то скрасить армейскую жизнь тем, что играл все тот же скиффл в любительской группе. В конце концов, для того, чтобы выйти из состава ВВС, Рой симулировал нервный срыв и был направлен в армейский госпиталь в психиатрическое отделение, где его лечили электрошоком. Там он провел четыре месяца. Потом он был переведен в Ланкастерский психиатрический институт, в котором он выдержал всего два дня. После того, как его там трижды сильно избили, Рой убежал в одной пижаме через окно в туалете с помощью своей подруги, которая, ко всему прочему, была от него беременна. Они планировали пожениться, но эксцентричная подруга удрала от него на следующий день после побега из больницы. Этот период жизни Роя нашел свое отражение в песне "Committed" из его дебютного альбома.
Несколькими днями позже, Рой был арестован в Лондоне за участие в антиправительственных выступлениях и попытку взобраться на часовую башню в St. Pancras Station. Год он провел в тюрьме, где был назначен ответственным за тюремную библиотеку. Именно там он всерьез заинтересовался литературой и стал читать Штейнберка, Ницше, Керуака, произведения поэтов - битников. Там же он начал сам писать стихи. "Все эти злоключения заставили меня с головой окунуться в отчаянное творчество. Мне помогало только убеждение - убеждение, что моя голова должна остаться в целости и сохранности. Внезапно для меня стало очевидным, что вся моя жизнь должна стать попыткой выразить себя. Это было для меня одновременно и удовольствием и облегчением" - вспоминал он впоследствии.
После освобождения из тюрьмы, Рой начал выступать в небольших лондонских клубах, а то и просто на улице, зарабатывая себе на жизнь. Вскоре он осел в фолк-клубе "Les Coustins" в Сохо. Там нередко выступали такие музыканты, как: Paul Simon, Joni Mitchell, Al Stewart, Long John Baldry, The Incredible String Band, John Martyn, Cat Stevens, Donovan. В 1966 году небольшой инди-лейбл под названием "Strike" предоставил ему возможность для записи дебютного альбома. Этот альбом получил название "The Sophisticated Beggar" (Искушенный Нищий) и был записан всего за два дня. Помещение фирмой предоставлено не было, и Рою приходилось записываться где попало, вплоть до курятника на ферме его друга Пьерра Туббса. Рой сам продавал свои пластинки на Оксфорд Стрит. LP был неплохо принят, а следующий - "Come Out Fighting Ghengis Smith" закрепил успех.
В 1968 году Рой Харпер отыграл серию бесплатных концертов в лондонском Гайд Парке, представляя на суд публики материал следующего альбома "Folkjokeopus", который вышел в 1969 году на Liberty records.
В начале 1970 года Рой был представлен Питеру Дженнеру (Peter Jenner) - продюсеру, "открывшему" в свое время Pink Floyd. Впоследствии, с его помощью Рой подписал контракт с компанией Harvest Records (подразделением EMI), и выпустил 10 альбомов, записанных на студии Abbey Road. Первый из них - "Flat, Baroque and Bersek" (Плоский, Причудливый и Неистовый) вышел в 1970 году. В его создание так же внесли свою лепту музыканты из группы THE NICE: Кит Эмерсон (Keith Emerson), Ли Джексон (Lee Jackson) и Брайан "Блинки" Дэвисон (Brian "Blinky" Davison). Одна песня из него - "I hate the White Man" (Я ненавижу белого человека), посвященная теме геноцида индейцев, до сих пор популярна в Англии. Еще одна вещь ( "Another Day") - лирическая баллада о любви, так же получившая довольно-таки широкую известность, была впоследствии исполнена такими музыкантами, как "This Mortal Coil", Kate Bush, Peter Gabriel. 1970 год стал для Роя Харпера переломным. Он стал пользоваться авторитетом у любителей серьезной рок музыки. В этом же году в своем третьем альбоме Led Zeppelin посвятили ему свою вещь "Hats off to Roy Harper" (Шляпы прочь перед Роем Харпером), написанную его пожизненным близким другом Джимми Пейджем.
В 1971 году выходит следующий LP Харпера "Stormcock" (Буревестник), который и сейчас считается лучшим в дискографии музыканта. Альбом включает песню "Same Old Rock", в записи которой участвует Джимми Пейдж (Jimmi Page) под псевдонимом S. Flavius Mercurius. В ней сильно заметно влияние арабской музыки. По признанию самого Роя Харпера, эта вещь написана под впечатлением от поездки в Турцию, где он услышал по радио музыку, которая сильно поразила его. "Это была очень энергичная музыка, до крайности, какой-то дикий танец. Это было безумно, действительно безумно".
В 1972 году Рой сыграл роль Майка Престона в фильме "Made" (в отечественном прокате "Сделано в Англии") - реалистической картине на социальную тему. По соседству с ним в фильме играли голливудские знаменитости, в том числе Кэрол Уайт (Carol White). Фильм был выбран, чтобы представлять Англию на кинофестивале в Венеции. Рой так же был ответственным за музыку для этой картины. Саундтрек к фильму был выпущен в виде альбома под названием "Lifemask". В этой работе ему так же помогал Джимми Пейдж.
14 февраля 1974 года Харпер участвовал в ставшем впоследствии легендарным концерте в London's Rainbow вместе с Jimmi Page, Keith Moon, Ronnie Lane. Материал, записанный во время этого выступления, вошел в двойной концертный альбом "Flashes from the Archive's Oblivion". В записи так же принимал участие Йан Андерсон (Jan Anderson) из Jethro Tull. В тот же день (в День Святого Валентина) был выпущен седьмой альбом Харпера "Valentine".
В 1975 году Рой собрал группу Trigger в составе: Bill Bruford (Yes, King Crimson); Chris Spedding (Sparks, Jack Bruce); Dave Cochrain (Albert King). Они выступили в качестве группы поддержки у Pink Floyd в туре по Великобритании и выпустили альбом "HQ", который получил отличные отзывы в прессе, в основном благодаря лирике Харпера.
В этом же году он участвовал в записи "Have a Cigar" для альбома Pink Floyd "Wish You Were Here". Он вспоминал впоследствии: "Во время работы над альбомом Уотерс написал песню, которая не подходила для его вокального диапазона. Голос Гилмора так же плохо вписывался. Поскольку я был способен работать в более высокой тональности, они попросили спеть меня. Я думаю, что я сделал работу хорошо, так как все были довольны результатом". Впервые Рой исполнил эту вещь на концерте. Не было никаких предварительных репетиций. Уотерс предложил Харперу спеть за полчаса до выступления. Сначала тот даже принял предложение за шутку.
"Have a Cigar" - песня о шоу-бизнесе. Надо заметить, что это больная тема для многих музыкантов. Описывается сцена подписания контракта межу группой и менеджером, который приглашает музыкантов в шикарно обставленный офис, предлагая им дорогие сигары, рассказывает им о том, как ему якобы интересна их музыка, восхищается ей, при этом предлагая контракт на совершенно кабальных условиях. В конце разговора он спрашивает: "А, кстати, кто из вас Пинк?" По слухам, подобный случай действительно произошел однажды с Pink Floyd в Америке.
Несмотря на успех, Trigger вскоре распались. Это произошло из-за заметного ухудшения состояния здоровья Роя, связанного с его врожденной болезнью легких. По совету врачей, он перебрался в сельскую местность. В 1976 году он приобрел ферму с 20 акрами земли в Herefordshire Hill, где занялся разведением овец элитных пород.
В 1977 году он выпустил альбом "Bullinamingvase" с участием Paul & Linda McCartney, а в 1980 "The Unknown Soldier" при поддержке его старых друзей Andy Roberts, David Bredford, Steve Broughton. Это альбом включал "Short and Sweet" - песню написанную совместно с Дэвидом Гилмором, где тот исполнил партию соло гитары, а в одном из треков Харпер поет дуэтом с Кейт Буш (Kate Bush). Вскоре Рой совместно с Марком Томпсоном (Mark Thompson) основывает компанию "Public Records" и в 1982 году выпускает LP "Work of Heart". В записи участвуют: Tony Franklin (Jimmi Page, The Firm) / Bob Wilson (Steve Gibbon's Band) / George Jackson / Dave Morris. А в 1984 году, тиражом всего 880 экземпляров, выходит "Born in Captivity" - являющийся рабочей версией альбома "Work of Heart". Весь тираж был распродан во время турне 1985 года. Он был записан Харпером дома в одиночку за один день, причем по многим отзывам, рабочая "сырая" версия гораздо интереснее студийной. Там Рой гораздо более открыт и эмоционален. В течение 1984 года Рой Харпер активно сотрудничал с Джимми Пейджем, результатом чего стало их выступление на Cambridge Folk Festival и совместный LP "Whatever Happened to Jugula". В Великобритании этот альбом попал в топ 20 и вызвал всплеск интереса к другим работам Харпера.
Вскоре, в связи с ухудшением здоровья, Рой был вынужден отойти от активной музыкальной деятельности. За 5 лет с момента выхода "Whatever Happened to Jugula", было издано только два концертных альбома. Вернулся к студийной работе он только в 1990 году, выпустив великолепный LP "Once", с участием Dave Gilmour и Kate Bush. Альбом восстановил статус Роя Харпера, как одного из самых авторитетных рок-музыкантов и вызвал почти единодушно благоприятные отзывы.
В 1993 году Рой в суде отстоял права на все свои предыдущие альбомы и основал лейбл Science Friction. Сначала им был переиздан на CD "Flat Baroque and Bersek" с великолепным буклетом в 40 страниц, содержащим фотографии и воспоминания Харпера о том периоде его жизни.
В 1994 году он предпринял широкомасштабное турне по Великобритании и Ирландии, где в его выступлениях нередко принимали участие старые друзья Йан Андерсон, Кейт Буш, Дэйв Гилмор, Джимми Пейдж. В течение этого года на Science Friction было переиздано в формате CD большинство предыдущих работ Роя Харпера. В 1996 году он принял участие в записи tribute to Jethro Tull "To Cry You a Song", а в 1997 году на шести CD был выпущен сборник BBC Sessions, включивший его выступления с 1969 по 1978 год. Вскоре здоровье Роя Харпера снова заметно ухудшилось, и он был вынужден долгое время посвятить лечению, но в результате применения новых методов операционной хирургии, ему удалось значительно улучшить свое физическое состояние и продолжить активную работу. 12 июня 2001 года в Royal Festival Hall в Лондоне состоялся концерт, посвященный его шестидесятилетнему юбилею.
В 1995 году с альбомом "Light at the End of the Kennel" дебютировал сын Роя Харпера Ник. Собственно говоря, его дебют состоялся уже в 1984 году, когда Ник Харпер участвовал в записи "Whatever Happened to Jugula". А с 1991 года он принимает активное участие в концертах и студийных работах отца.
P.S.
Еще во время службы в армии, Рой заслужил прозвище "неудачник", которое оправдывал всю свою жизнь. Несмотря на высочайший профессионализм, упорную работу и существенную поддержку именитых друзей, ему так и не удалось приобрести популярность в широких кругах любителей рок-музыки. То ли, действительно, просто не везло, то ли это связано с тем, что Рой упорно отказывался хоть сколько-нибудь комерциализировать своё творчество. Трудно сказать, почему те, с кем он вместе начинал в середине шестидесятых, добились успеха, а Рой, не уступавший им как музыкант и поэт, так и остался во втором эшелоне, став авторитетным музыкантом только для небольшого круга поклонников. Как и у многих людей, не получивших должной оценки тех, для кого он работал, отдавая всего себя, у Роя, при его гипертрофированной гордости и максимализме, стали развиваться некоторые нездоровые комплексы, граничащие с манией величия. Относительно вышедшего в 1971 году альбома "Stormcock", он выразился, что это "величайший альбом в истории рок музыки", а себя определил как лучшего гитариста планеты. Но, учитывая его склонность к максимализму, как в творчестве, так и в некоторых оценках, простим ему эту слабость. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
Roy Harper (born 12 June 1941) is an English folk / rock singer-songwriter and guitarist who has been a professional musician since the mid 1960s. He has released a large catalogue of albums as an artist (22 studio albums and 12 live albums) and his influence has been acknowledged by many musicians including Jimmy Page and Robert Plant of Led Zeppelin (who named the song "Hats Off to (Roy) Harper" after him), Pink Floyd (who invited him to sing guest lead vocals on their song "Have a Cigar"), Pete Townshend of The Who, Kate Bush, and Ian Anderson of Jethro Tull, who is on record as saying that Harper has been his "primary influence as an acoustic guitarist and songwriter".
Few survivors from the golden age of British folk-rock have kept their reputations intact. Of the generation of troubadours who came of age in the folk clubs of London in the mid-1960s, some have passed away, others have surrendered to the regurgitation of the blandest form of acoustic folk music. But among the survivors, there is one figure whose body of work, comprising 23 studio LPs and almost as many live and compilation releases, has come to stand for a particularly single-minded form of integrity. That man is Roy Harper.
Now officially ‘retired’, and living in a secluded corner of Ireland, Harper has recently been hailed as a key influence by a much younger generation of devoted starsailors who instinctively recognise his innovations, his refusal to compromise and his visionary world view. It is rumoured that Joanna Newsom insisted she’d only play her recent UK shows if he would support her. The likes of Fleet Foxes, Joanna Newsom, and Jim O’Rourke are avowed fans; and in previous decades he has enjoyed public endorsements and tributes from the likes of Led Zeppelin, Kate Bush, Pink Floyd’s Dave Gilmour and many more.
Biography
Born in 1941, Harper lost his mother within a few weeks of his birth and was brought up in the outskirts of Manchester by his father and stepmother, a Jehovah's Witness. Harper developed a deep hatred of organised religion and ran away, aged 15, to join the Royal Air Force. The rigid discipline required did not suit him. In order to be discharged early he pleaded insanity and was committed to an institution where he received ECT. A former participant in the skiffle revolution in the mid-50s, around 1964 Harper found himself joining the stream of bohemian rambler-buskers hitching and singing their way around Europe and North Africa. On his return to Britain he pitched in to the London coffee-house folk scene and secured a residence at legendary folk club Les Cousins, where he was spotted by the obscure Strike label.
Beginning with 1966’s Sophisticated Beggar, Harper’s music has consistently rattled the cage of received ideas. His versatile, poetic sensibility was employed in a wide range of song styles from romantic love songs to late-night mantras to blackly comedic throwaway numbers. A brilliant, percussive guitar stylist in his own right, he extended the form of folk music over the next few years, allowing himself the space to stretch out in long, lyrically dense and mantrically repetitive odysseys of poetic thought. “I was writing long poems in the 50s,” says Harper, “none of which unfortunately made it past the first few moves of living quarters. My first inspiration was John Keats’s Endymion.”
The first inklings of his expansive approach on record came on the ten minute “Circle” on 1967’s Come Out Fighting Genghis Smith – produced by Shel Talmy – and was vastly ramped up on the following year’s Folkjokeopus, which contained an 18 minute “McGoohan’s Blues”, named after the lead actor of TV’s The Prisoner and whose enigmatic verses were laced with anti-establishment rants.
By this time Harper was a favourite at the outdoor Hyde Park Festivals, where he was exposed to the wider attention of the underground scene. Now produced and managed by Peter Jenner, and signed to EMI’s progressive label Harvest, his 1969 LP Flat Baroque And Berserk reflected his reputation as a bloodyminded, truculent troubadour, reflecting turbulent times with anger, wrath and sardonic humour, singing – like the mistle thrush after which his next opus would be named – into the eye of the storm.
Stormcock (1971) is generally regarded as a masterpiece: a sprawling but focused suite of four lengthy tracks which explored the inner space of Abbey Road Studio to rhapsodic effect. Like Astral Weeks refracted through the pages of OZ magazine, the songs span an enormous spectrum of experience, from the frontline of social unrest to the secluded, birdsong-infested lanes of the English countryside. Led Zeppelin’s Jimmy Page added guitar, disguised as ‘S Flavius Mercurius’, highlighting a relationship with the group that had begun at the 1970 Bath Festival of Blues and Progressive Music. “Hats Off To (Roy) Harper”, an incoherent, gutsy blues workout on Led Zeppelin III, paid tribute to the singer’s status as a beacon of integrity for the underground scene.
Harper enjoyed a special relationship with Led Zeppelin, and his subsequent albums began to move into harder rock territory with the addition of various key collaborators including, as well as Page, orchestral arranger/keyboardist David Bedford, David Gilmour, Chris Spedding, Bill Bruford and John Paul Jones. Lifemask (1972) contained several songs written for the film Made, directed by John Mackenzie, which starred Harper as an edgy, high-maintenance rock star. Valentine (1974) was launched with a gig featuring Page and Bedford plus Ronnie Lane and Keith Moon. He was invited to sing lead on the single “Have A Cigar” from Pink Floyd’s classic album Wish You Were Here (1975). In the same year Harper released HQ, a rock based album notable for the closing track, “When An Old Cricketer Leaves The Crease”, an elegiac hymn to unchanging ways and mortality which BBC DJ John Peel insisted should be played in the event of his death.
With the dawn of the 1980s Harper took part in a musical exchange with Kate Bush, who guested on The Unknown Soldier (1980), while Harper returned the favour by appearing on Bush’s hit single “Breathing”. Harper rode the unsteady waves of the music industry during the early 1980s but kept up a productive output that saw his music taking on a prophetic role, expressing more explicit concerns with environmental disaster, religious fundamentalism, urban poverty and the first Gulf War, on releases like Once (1990) and The Dream Society (1998), through to his most recent studio album, The Green Man (2000). In 1994, exhibiting typical desire for autonomy and self-sufficiency, he set up his own record label, Science Friction, to curate and rerelease his entire back catalogue, along with a clutch of CDs of live and unreleased material covering his entire career. In his book, The Passions Of Great Fortune (2003), he published his complete lyrics together with photos, annotations and re-evaluations of every one of his songs.
With a new series of reissues in 2011, Roy Harper’s incredible, visionary catalogue of work enters the digital domain in time for his music to take on a new, urgent and timely appeal, in an age in which the hypocrisies and injustices he railed against are more present than ever before. It’s been a damned good innings and he’s still not out. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.