Под этим именем скрываются два исполнителя, Блюз певец Генри Ст. Клэр Фредерикс (Henry St. Clair Fredericks)* и Челябинская андеграунд хип-хоп группа в которую входят Pastor Napas и Manky Monk.
"Сегодняшняя музыка была бы несравненно беднее без африканцев", - в этом абсолютно уверен Тадж Махал (Taj Mahal), певец, композитор, мультиинструменталист и выдающийся музыкальный антрополог. Живой интерес к этнической музыке, не угасающий уже сорок лет, превратил его в энциклопедически образованную личность. Отвечая на заурядный вопрос о конкретной песне, он может прочитать целую лекцию о родословной банджо или миграциях африканцев за последние четыреста лет! Один из наиболее выдающихся блюзменов конца 20 века, Тадж Махал сыграл исключительную роль в возрождении и сохранении традиционного акустического блюза. Но открытые им захватывающие музыкальные горизонты, не признающие никаких границ, не позволили ему замкнуться в пределах одного стиля. Находя точки соприкосновения разных традиций, исследуя и "приручая" реггей, джаз и госпел, калипсо и зайдеко, фольклор Карибского бассейна и Гавайских островов, ритмы Латинской Америки и уникальные стили Западной Африки, Тадж Махал гармонично вписал традиционный блюз в контекст мировой музыки.
Настоящее имя Тадж Махала - Генри Ст. Клэр Фредерикс (Henry St. Clair Fredericks). Он родился в Нью-Йорке 17 мая 1942 года в семье, которой обязан своим музыкальным воспитанием и интересом к разным культурам. Его отец, Генри Фредерикс (Henry Fredericks), известный джазовый музыкант и аранжировщик, был человеком неординарным. Коллеги называли его гением, он говорил на семи языках, рано начал знакомить сына с лучшими образцами джаза и блюза, оплачивал его уроки кларнета и тромбона. Мать, Милдред Шилдс (Mildred Shields), школьная учительница, много лет пела госпел в церковном хоре. Генри был еще совсем ребенком, когда семья переехала в Спрингфилд, штат Миннесота. Коротковолновый радиоприемник отца открыл ему безбрежный мир музыки, долетавшей в их дом из далеких уголков земного шара. Особенной симпатией юного меломана пользовался блюз, как акустический, так и электрический, а потом рок-н-ролл и его первые герои Чак Берри (Chuck Berry) и Бо Дидли (Bo Diddley). Когда Генри было 11 лет, отец погиб в результате несчастного случая. Через два года мать снова вышла замуж за уроженца Ямайки Хьюгана Уилльямса (Hughan Williams), благодаря которому Генри научился играть на гитаре и банджо.
Чтобы обеспечить себе надежный кусок хлеба в будущем, Генри поступил в Массачусетский университет, где изучал сельское хозяйство и животноводство. Но музыка занимала все более важное место в его жизни. В студенческие годы вместе с такими же аматорами он собрал свою первую группу Taj Mahal & the Elektras. Псевдоним Тадж Махал он выбрал по вдохновению - это имя пришло ему во сне. В начале 60-х коллектив выступает на университетских вечеринках, в городских клубах, а со временем объезжает весь штат Массачусетс. Увлеченный только входившим тогда в моду фольком, Тадж Махал добирается даже до Гринвич Вилледжа и массачусетского Кэмбриджа, колыбели фолька, где знакомится и играет вместе с родоначальниками движения Бобом Диланом (Bob Dylan), Дейвом Ван Ронком (Dave Van) и Ричи Хэвенсом (Richie Havens).
В 1964 году Тадж Махал, уже дипломированный специалист, прибывает в Лос-Анджелес. Конечно, не для того, чтобы заниматься сельским хозяйством. Попытав удачи в нескольких группах, игравших фольк-блюз, на пару с гитаристом Раем Кудером (Ry Cooder) он собирает команду Rising Sons. Они договариваются о сотрудничестве с лейблом Columbia и записывают дебютный сингл. Но руководство компании не вполне понимает, что ей делать с этой записью. То, что оформится и станет обычным явлением через несколько лет, в середине 60-х выглядит странно и вряд ли может рассчитывать на понимание публики. Подготовленный группой альбом, сплав целого ряда аутентичных американских стилей, лег на полку до лучших времен. Эти времена наступили почти через 30 лет - альбом был издан только в 1992 году.
От коллективного творчества Тадж Махал решил отказаться. Предложение сольного контракта с Columbia поступило как раз кстати. В августе 1967 года буквально за пару недель он записал свой дебютный альбом "Taj Mahal", который был опубликован в начале 68 года. Напряженный микс старого и нового блюза, преподнесенный с такой непосредственностью и прямотой, ставил этот релиз особняком на тогдашней блюзовой сцене. Нашлись проницательные критики, которые приветствовали эту пластинку как первый шаг к возрождению аутентичного блюза. Эпоху "возрождения" продолжил и второй альбом "Natch'l Blues", изданный в конце 1968. В 1969-м году артист подготовил достаточно неординарную двойную пластинку "Giant Step", наполовину акустический, наполовину электрический сет.
Эти три альбома создали Тадж Махалу репутацию, с одной стороны, аутентичного, с другой стороны, на удивление современного блюзмена. В то время когда многие ветераны блюза углублялись в психоделию, в основном под давлением лейблов, Махал сохранял верность традиционному блюзу 30-х и 40-х годов, опираясь при этом на новейшие технологии звукозаписи. Изяществу гитарных партий на его пластинках можно было только удивляться. Слайд-гитара в руках Тадж Махала творила чудеса, не отставали от него лид-гитарист Джесс Эд Дэвис (Jesse Ed Davis) и ритм-гитаристы Рай Кудер и Билл Боутман (Bill Boatman).
Известность Махала в музыкальных кругах расширялась с каждым днем. За несколько лет он превратился в любимого сессионного и концертного артиста, которому довелось записываться и выступать с многочисленными рок-звездами и выдающимися блюзменами. Очень техничный и скрупулезный, он отлично справлялся с бас-гитарой, пианино, банджо, гармошкой и любой соло-гитарой.
С началом 70-х Тадж Махал действует в музыке еще более рискованно, не страшась самых неожиданных нововведений. Пластинка 1971 года "Happy Just to Be Like I Am", один из наиболее эффектных экскурсов музыканта в традиционную этническую музыку, густо насыщена карибскими ритмами. Хотя ядром саунда остается неизменный акустический кантри-блюз. Двойной концертный альбом 1972 года "The Real Thing" записывается с привлечением тубы под явным влиянием музыки Нового Орлеана. В 1973 году Махал пробует себя в кино, написав ряд композиций для фильма "Sounder". А параллельно исследует силовое напряжение между джазом и кантри-блюзом на альбоме "Oooh So Good 'N Blues", который попадает в Тор 20 джазового чарта. Еще через год в его творчестве становится заметно влияние реггей. Элементами этого стиля насыщен диск "Mo' Roots".
В середине 70-х Тадж Махал переходит на новый лейбл Warner Bros., для которого записывает три альбома. Все они выходят в 1977 году: "Evolution (The Most Recent)", "Music Fuh Ya' (Music Para Tu)" и саундтрек к фильму "Brothers".
К концу 70-х музыкальный климат начинает серьезно меняться и интерес к творчеству Таджа Махала заметно падает. Ситуация только усугубляется в 80-е годы, когда на публику обрушивается с одной стороны диско, с другой - хэви-метал. В течение почти целого десятилетия, оставшись без лейбла, артист практически ничего не записывает. Он уезжает на Гавайи, где проводит много лет, открыв для себя новую музыкальную традицию.
Только в 1987 году Махал возвращается в "цивилизацию" с альбомом нового материала "Taj". Пластинку публикует лейбл Gramavision, заинтересованный в издании таких экзотических записей. Довольно экзотичным выглядел и следующий зигзаг карьеры музыканта: в 1988 году он подготовил цикл занимательных и вполне удачных альбомов для детей. Один из наиболее ярких релизов - "Shake Sugaree": музыкальное путешествие по Африке, Карибским островам и югу Соединенных Штатов. В некоторых треках звучат детский хор, для которого записывались дети самого музыканта.
В течение нескольких лет его время распределяется между рядом параллельных начинаний. Среди них - музыкальное сопровождение к пьесе "Mule Bone" Лэнгстона Хьюза и Зоры Нил Херстон (Langston Hughes/Zora Neale Hurston), которая считалась утраченной. За этот саундтрек в 1991 году Тадж Махал впервые номинировался на Grammy.
Только в начале 90-х после многолетнего перерыва музыкант наконец вернулся к регулярной студийной работе и концертным поездкам. Его рекординговым покровителем становится теперь компания Private Music, которая выпускает ряд достаточно успешных альбомов. Первым из них стал лонг-плей "Like Never Before" (1991). Чистым, беспримесным блюзом музыкант никак не хотел удовлетворяться. Его следующие релизы, "Dancing the Blues" (1993) и "Phantom Blues" (1996), насыщены пересечениями с роком, поп-музыкой, ритм-н-блюзом. Начиная с "Phantom Blues", финалиста Тор 3 блюзового чарта, все новые диски Тадж Махала неизменно поднимаются в двадцатку лучших блюзовых записей. Популярность медленно, но неуклонно возвращается к артисту.
По мнению некоторых пуристов блюза, не разделявших слишком разносторонних увлечений Махала, его стилистический коктейль звучал слишком академично, а сам музыкант витал в облаках. Во второй половине 90-х творчество Тадж Махала невольно "отомстило" за своего автора, когда целая плеяда молодых блюзменов выбрала для себя такой же "академический" путь. Были среди них и реаниматоры акустического блюза Кеб Мо (Keb' Mo') и Гай Дэвис (Guy Davis), и эклектичные музыканты Кори Харрис (Corey Harris) и Alvin Youngblood Hart.
В 1997 году артист представил новый альбом "Senor Blues", один из самых сильных в его карьере. Во всяком случае, никогда еще критики не расточали комплименты с таким единодушием. И даже организаторы Grammy на этот раз не смогли обойти музыканта наградой: "Senor Blues" был назван лучшим блюзовым альбомом года. Хотя ни о какой чистоте жанра речь по-прежгнему не шла. В этом увлекательном путешествии по владениям классического блюза нашлось место и для ритм-н-блюза, и для соула, и для джазовых вариаций, и для кантри-блюза.
Воображение Тадж Махала продолжают будоражить самые разные музыкальные традиции. Привлекая необычных этнических музыкантов, он записывает оригинальные пластинки, которые выпускает на независимых лейблах. Лонг-плей 1995 года "Mumtaz Mahal" создается с участием классических индийских музыкантов. Релиз 1998 года "Sacred Island" записывается с его новой группой Hula Blues Band, которая помогает передать обаяние загадочной гавайской музыки. Альбом 1999 года "Kulanjan" - это фактически дуэт с уроженцем Мали Тумани Даебейтом (Toumani Diabate), который играет на редком инструменте кора. Классика блюза гармонично уживается на альбоме с африканскими фольклорными мелодиями. В 2000 году артист становится обладателем еще одной награды Grammy в номинации "лучший современный блюзовый альбом" - за концертный диск "Shoutin' in Key: Taj Mahal & the Phantom Blues Band Live".
В то же году Тадж Махал, деля время между Бременом и Гавайами, лавируя между разными традициями и историческими эпохами, сплавляет воедино аутентичные стили Карибского бассейна, Полинезии, Африки и Америки в своем последнем диске "Hanapepe Dream", который увидел свет в 2003-м. Аккомпанирует ему большой экзотический ансамбль: три укулеле разного тембра, гавайские гитары, духовые, ударные разных видов, стандартные басы и электрогитары. По сути "Hanapepe Dream" - это иллюстрация сквозного лейтмотива всего творчества Тадж Махала: у всех видов соула и блюза, реггей, джаза и рок-н-ролла родина одна - африканская диаспора.
Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
Taj Mahal (born Henry Saint Clair Fredericks in New York City on May 17, 1942) is an American Grammy Award-winning blues musician who incorporates elements of world music into his music. A self-taught singer-songwriter and film composer who plays the guitar, banjo and harmonica (among many other instruments), Mahal has done much to reshape the definition and scope of blues music over the course of his 50 year career by fusing it with non-traditional forms, including sounds from the Caribbean, Africa and the South Pacific.
After college, Mahal moved to Los Angeles and formed the group Rising Sons with Ry Cooder in 1964. The group signed with Columbia Records and released one single and recorded another album which was not released by Columbia until 1992. Taj, frustrated with the mixed reaction to his music quit the group and went solo. Still with Columbia, he released a well received, self titled album in 1968, and based on its success released a second album, Natch'l Blues that same year. Two very different records - Giant Step, with his electric band, and solo De Ole Folks at Home - were released in 1969 together as a double album. This firmly established Taj as an American blues original. The double album The Real Thing, captured him live at this time, with a horn section.
He has received two Grammy awards in the category "Best Contemporary Blues Album", the first in 1997 for Señor Blues, and again in 2000 for Shoutin' in Key. He has performed on various film soundtracks including Sounder and Blues Brothers 2000, in which he also appeared. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.