Зара Леандер (швед. Zarah Leander, урождённая Зара Стина Хедберг (Zarah Stina Hedberg), 15 марта 1907, Карлста, Швеция.— 23 июня 1981, Стокгольм,Швеция ) — шведская киноактриса и певица, работала в основном в Германии.
Зара Леандер (Zarah Leander) обладательница проникновенного голоса стала звездой кинематографа в нацистской Германии. В Стокгольме её земляки поставили оперу «Сара». В местечке Хэррадсхаммар, где Леандер в 1939 году на свои безумные гонорары от съемок в фильмах приобрела поместье, а в 1981 году была погребена, открывают посвященный ей и её творчеству музей.
После немыслимого триумфа 30-х и 40-х гг. Саре Леандер (в девичестве Сара Стина Хедберг/Sara Stina Hedberg), как и многим другим талантливым женщинам, связавшим свои судьбы с Рейхом, судьба в дальнейшем не очень улыбалась. Режиссер Федерико Феллини до конца своих дней вспоминал, что у него «постоянно бегут мурашки по телу при звуках ее голоса». На очередной пресс-конференции во время Берлинского кинофестиваля 1986 года. рассуждая о какой-то немецкой ленте, великий итальянец вдруг вспомнил Сару Леандер: «Она была львицей, которой был бы с удовольствием растерзан любой мужчина».
Однако это высказывание Феллини решились передать немногие из присутствующих на встрече журналистов. Примерно в тоже время, когда актрисой восхищался юный итальянец, дрезденский профессор филологии Виктор Клемперер (родной брат знаменитого дирижера) написал в своем дневнике: «Это грандиозная смесь трагедии и юмора без какой-либо сентиментальности».
Проживающая в Стокгольме Ютта Якоби, автор новой биографии Леандер («Жизнь дивы») объясняет перемену отношения к своей героине, прежде всего тем, что современные шведы в массовом порядке больше не стремятся избавиться от своих нацистских симпатий. «Они больше не нуждаются в козле отпущения», - заключает писательница.
В 1936 г. главный нацистский пропагандист Геббельс очень нуждался в кинозвезде, которая обладала бы такой же аурой, как и эмигрировавшая в США Марлен Дитрих. Его выбор пал на прекрасную шведку. Возможность сделать замечательную карьеру и фантастические гонорары сделали свое дело. Сара согласилась на переезд в Германию. К тому же она знала немецкий.
В концентрационных лагерях погибли её еврейские родственники, но и тогда Сара продолжала сниматься в немецких мюзиклах. После своего шумного успеха в фильмах «К новым берегам» (1937), «Родина» (1938) и «Сердце королевы» (1940) в марте 1943 г. актриса вернулась домой. Поражение Германии было налицо, а бомбардировки союзной авиацией её берлинского загородного дома в Грюневальде становились все интенсивнее. Надо было увозить детей.
Однако связь «с механизмом пропаганды национал-социалистов» не прошла для актрисы даром. Проигравшие войну немцы отвернулись от своего бывшего кумира. Сара не лишилась ангажемента в театре, но её перестали снимать в кино. Якоби считает: «Случай с Леандер типичен для прошлого столетия, когда нужно было держаться особняком от всякой политики».
«Разве, если целуются, не знают, что однажды все забывают?», - пела Сара на сцене и с экрана. Она трижды состояла в браке, у нее было двое детей. Самой большой любовью актрисы и певицы был немецкий композитор Михаэль Яри (1906-1988). Последние годы своей жизни Сара провела прикованной к инвалидной коляске и умерла от апоплексического удара 23 июня 1981 г. в больнице Стокгольма.
100-летие Леандер решили отметить в шведском зале «Konserthus», где в 1931 г. началась ее карьера, постановкой «Веселой вдовы» Франца Легара. Песни Сары Леандер, правда, прозвучат в мужском исполнении. Их поет Маттиас Энн.
_____________________________________
Зара Стина Хедберг родилась 15 марта 1907 в Карлстаде, Швеция; дочь маклера. С 1911 г. она берёт уроки игры на фортепьяно, в 1913 г. состоялось её первое публичное исполнение песен, до 1922 г. она обучалась в гимназии; некоторое время работала секретарём в издательстве. В 1926 г. Зара Леандер выходит замуж за актёра Нильса Леандера. В 1929—1935 гг. играет в многочисленных ревю и опереттах в Швеции, выступает с гастролями в скандинавских странах. В 1930 г. появляются её записи на пластинках. Первыми ролями Леандер в кино стали женщины-вамп в гламурной среде. В 1932 г. Леандер выходит замуж за шведского журналиста Видара Форселля, в 1936 г. уезжает в Австрию, играет с Максом Ханзеном в оперетте Ральфа Ренацкого «Аксель у двери в небеса» в Венском театре. В том же году выходит первый немецкоязычный фильм с ее участием: Леандер исполняет роль певицы ревю в детективном фильме «Премьера», действие которого происходит в театральной среде. В этом амплуа она выступает и в фильмах УФА (UFA), которая подписывает с ней договор.
В 1941 и 1942 Гитлер отклоняет предложение министерства пропаганды о присвоении Царе Леандер звания государственной актрисы. В 1943 г. от неё требуют принять немецкое гражданство и отказаться от получения большей части гонораров в валюте. В ответ на это она разрывает контракт с УФА (UFA) и возвращается в Швецию. Фильмы с ее участием остаются в прокате, но в прессе запрещено упоминать ее имя.
В 1944 после того как скандинавские коллеги-эмигранты угрожают бойкотом, Зара Леандер вынуждена отказаться от участия в стокгольмском ревю Карла Герхардта. Однако она выступает на шведском радио. С середины 1945 г. ей запрещено выступать в Германии и Австрии. 13 ноября 1948 в Саарбрюккене она выступает с первым послевоенным концертом.
В Советском Союзе несколько фильмов с участием Зары Леандер демонстрируются в качестве трофеев: в 1948 г. «Сердце королевы» (Das Herz der Königin, 1940) — под названием «Дорога на эшафот», в 1949 г. «Песнь пустыни» (Das Lied der Wüste, 1939) — под названием «Восстание в пустыне», в 1956 г. «Тогда» (Damals, 1943) — под названием «Кто виноват?».
В 1949 г. Леандер начинает снова выступать с концертами, отправляется на гастроли по Европе и Южной Америке. В 1956 выходит замуж за дирижера Арне Хюльферса. В кино появляется лишь в эпизодических ролях. В фильме «С тобой было всегда так хорошо» играет наконец саму себя и поёт свои старые песни.
Зара Леандер играет в опереттах и мюзиклах в Вене и ФРГ, выступает с гастролями и по телевидению — «Воскресный концерт», ЦДФ (ZDF) 1978.
В октябре 1978 в Стокгольме она в последний раз выступает на сцене.
Зара Леандер умерла 23 июня 1981 в Стокгольме. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
Zarah Leander (March 15, 1907 – June 23, 1981) was a Swedish actress and singer. She was born as Zarah Stina Hedberg in Karlstad, and died in Stockholm.
Although Zarah Leander studied piano and violin already as a small child, and sang on stage for the first time at the age of six, she made a serious attempt at an ordinary life. As a teenager she lived two years in Riga (1922–1924), learned the then most important international language, German, took up work as a secretary, married Nils Leander (1926), and had two children (1927 & 1929). However, in 1929 she was engaged, as an amateur, in a touring cabaret by the leading entertainer and producer Ernst Rolf and for the first time sang "Vill ni se en stjärna," ('Do you want to see a star?') which soon would become her signature tune.
In 1930, she participated in four cabarets in the capital, Stockholm, made her first records, including a cover of Marlene Dietrich's "Falling in Love Again," and played a part in a film. However, it was as Hanna Glavari in Franz Lehár's operetta The Merry Widow that she had her definitive break-through (1931). By then she had divorced Nils Leander. In the following years, she embarked on a splendid career and could make a decent living as a popular artist on stage and in film in Scandinavia. Her fame brought her proposals also from the European continent and from Hollywood, where a number of Swedish actors and directors were working.
Zarah Leander opted for an international career on the European continent. As a mother of two school-age children, she ruled out a move to America. In her view it was, most of all, too insecure. She feared the consequences, should she bring the children with her such a great distance and subsequently be unable to find employment. Despite the political situation, Austria and Nazi Germany were much closer, and Leander was already well-versed in German.
A second breakthrough, by contemporary measures her international debut, was the world premiere (1936) of Axel an der Himmelstür at the Theater an der Wien in Vienna, directed by Max Hansen. It was a parody on Hollywood and not the least a parody of the German Marlene Dietrich, who had fled a Europe marked by Mussolini's, Stalin's and Hitler's stars. It was followed by the Austrian film Premiere, in which she played the role of a successful cabaret star.
At the same time, she landed a contract with UFA in Berlin, and became known as an extraordinarily tough negotiator, demanding influence, high salaries and half of it paid in Swedish currency to a bank in Stockholm. A stupefied Propaganda Minister Joseph Goebbels dubbed her "Enemy of Germany", but as a leading film star at UFA, she participated in ten films, most of them great successes, and great contributions to the Third Reich's propaganda, as a counterweight to the international isolation and criticism that not the least Swedish newspapers demonstrated. However, unlike other film stars at the time, such as Olga Chekhova, Leander neither socialized with leading party members nor took part in official Nazi party functions.
Zarah Leander played roles with, basically, the same personality in all her German films; some said she played herself. Her was the role of a femme fatale, independently minded, beautiful, passionate and self-confident. Many of her songs had a frivolous undertext, or could at least be interpreted that way. Her last film in Nazi Germany premiered on March 3, 1943. Her villa in the fashionable Berlin suburb of Grünewald was hit in an air raid, and the increasingly desperate Nazis pressured her to apply for German citizenship. At this point she decided to break her contract with Ufa, leave Germany, and retreat to Sweden, where she had bought a mansion at Lönö, not far from Stockholm.
After the Wehrmacht's defeat in the 1943 Battle of Stalingrad, public opinion in Sweden, the government of which remained officially neutral throughout the war, nonetheless shifted towards criticism of the Nazis, and people's sympathies were increasingly pro-Allied and pro-American. Zarah Leander had been far too extensively associated with Nazi propaganda, and was shunned. But gradually she managed to land engagements on the Swedish stage, and after the war she did eventually return to tour Germany and Austria, giving concerts and acting in musicals. But she would never regain the popularity she had enjoyed before and into the first years of World War II. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.