Знаменитый американский музыкант (тимбалеро, вибрафонист, перкуссионист) и композитор, один из самых известных деятелей латиноамериканской музыки стилей мамбо, сальса и латин-джаз. По происхождению — пуэрториканец. За своё мастерство и вклад в развитие латин-джаза получил прозвища «Король тимбала» (исп. El Rey del timbal) и «Король латиноамериканской музыки» (исп. El Rey de la música latina).
Эрнесто Антонио "Тито" Пуэнте родился в Нью-Йорке, в испанском Гарлеме, более известном как "Эль баррио", в 1923 году. Еще в детстве проявился его музыкальный талант. Начались первые опыты, сначала с пианино, потом с перкуссиями. В результате уже в 13 лет с ним заключили первый профессиональный контракт. Тем не менее, его настоящим призванием был танец – но несчастный случай сделал недосягаемой мечту танцевать. В шестнадцатилетнем возрасте Тито вошел в состав оркестра пианиста Боро Моралеса, потом – оркестра Мачито: двух великолепных музыкантов. "Играть в оркестре Мачито, – говорит Тито в одном из интервью, – стало для меня хорошей школой. Я приобрел бесценный опыт, играя афрокубинскую музыку – mambo, cha-cha-chá, guajira – то, что вскоре будет известно как latin-jazz".
Проходя службу в морских войсках во время Второй Мировой войны, Тито сдружился с трубачом Чарльзом Спиваком, игравшим в оркестре самого Гленна Миллера, и вместе с ним играл джаз на корабле, где оба служили. Там, в море, Тито написал свои первые композиции. Вернувшись домой, получил образование по классу перкуссии в знаменитой консерватории – школе Хуллиард, и собрал свою первую группу, The Picadilly Boys, которую в 1948 году перекрестил в "La Banda de Tito Puente". Первый успех пришел в 1949 году. Мамбо, которое исполняла группа Тито Пуэнте совместно с двумя большими оркестрами, руководимыми старинными наставниками Пуэнте – кубинцем Мачито и пуэрториканцем Тито Родригесом, – произвело фурор в Нью-Йорке, и вскоре с легкой руки Переса Прадо разошлось по всему миру.
Тито изменил даже саму расстановку оркестра на сцене: обычно перкуссионисты, в основной своей массе чернокожие, на сцене оставались полускрытыми. "Я лидер своей группы, и я должен быть на виду. Кроме того, когда мы играем мамбо, я начинаю первым – и музыканты, чтобы видеть меня, поворачиваются к публике спиной, а публика должна видеть их в лицо", – заявил Тито Пуэнте, – и с тех пор на всех концертах его видели вместе с тимбалес на переднем плане сцены. С 60-х годов оркестр Тито Пуэнте постоянно аккомпанировал двум кубинским звездам первой величины: Ла Лупе и Селии Крус. Сам Тито предпочитал работать с последней: характер Селии больше импонировал ему. Практически никогда Тито не отказывался аккомпанировать еще не столь известным, но, по его мнению, талантливым исполнителям. Достойный пример для подражания... Многие из его протеже потом стали звездами первой величины в музыке тропикаль.
Тито Пуэнте, король мамбо, Эль Сонеро Майор, автор всемирно известной композиции "Oye cómo va", не так давно ушел из жизни. Каким его запомнил мир? Добродушным, излучающим радость человеком, заставившем полмира танцевать под ритм своего сердца – и не сумевшим обуздать это сердце, когда оно забилось чересчур сильно... Король тимбалес умер на операционном столе в нью-йоркском госпитале, оставив нам в наследство более ста дисков с музыкой самых различных афрокарибских стилей, записанных за шестьдесят лет карьеры.
Несмотря на в целом благожелательный и добродушный характер, дон Тито отличался острым языком и умел пускать его в ход.
Одна из легенд гласит, что именно Тито Пуэнте принадлежит авторство этого слова. Тем не менее, судя по нижеприведенным словам, в этом возникают большие сомнения. "Когда меня спрашивают, могу ли я сделать сальсу, я спрашиваю в ответ: вы уже проголодались? Не знаю, почему американцы зовут мамбо сальсой. Еще одно дурацкое изобретение гринго. Музыку не едят. И когда я слышу это насквозь коммерческое название, изобретатели которого не знаю, что хотели сказать… Я играю мамбо, ча-ча-ча, гуарача, гуагуанко, румбу, меренге... а сальса – это то, чем поливают макароны." Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
Tito Puente (1923-2000) was a bandleader, percussionist, composer, and arranger from New York City.
Born Ernesto Antonio Puente, Jr., on April 20, 1923, in el barrio Spanish harlem, New York, Puente was a musical pioneer for mixing musical styles with Latin sounds and for his experiments in fusing Latin music with jazz. The son of Puerto Rican immigrants, Puente grew up in New York City's Spanish Harlem and took piano lessons as a child and then studied percussion. He became a professional musician at age 13. Tito Puente later learned to play a number of instruments, including the piano, saxophone, vibraphone, and timbales (paired high-pitched drums). After an apprenticeship in the historic Machito Orchestra, he was drafted and served in the navy during World War II.
Once he returned to New York in 1945, Puente used money from the G.I. Bill to study at the famed Juilliard School of Music. He formed a band that would later be known as the Tito Puente Orchestra in 1948. By the 1950s, crowds came to see his band play and Puente became a Latin music sensation. In 1958, his best-selling album, Dance Mania, was released. More hit records followed as the world enjoyed the way Puente put a big band spin on traditional Latin dances.
He added other Latin and Afro-Cuban rhythms to his repertoire, including cha cha, merengue, bossa nova, and salsa, and among his notable songs are Babarabatiri, Ran Kan Kan, and Oye Como Va. Puente also performed with leading jazz performers, including George Shearing and Woody Herman, as well as with many stars of Latin music and, in later years, with symphony orchestras.
During a career that spanned more than five decades, Puente became a musical legend in Latin music and jazz circles. He made more than 100 albums and created more than 200 compositions. Puente received numerous awards for his work, including five Grammy Awards. Sometimes called the "King of Latin Jazz" or simply "El Rey" - The King - he made an indelible mark on the popular culture. The writer Oscar Hijuelos made him a character in his 1989 novel, The Mambo Kings Play Songs of Love, and Puente appeared as himself in the 1992 film adaptation. He also guest starred on numerous television shows, such as The Simpsons.
Tito Puente died on May 31, 2000, while in the hospital for heart surgery in New York, New York. Adored by his fans, many people waited in line for days to say good-bye to the popular bandleader. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.