Афонина Татьяна фотограф Москва

Хотите запечатлеть незабываемые моменты? Доверьте свои фотографии профессионалу! Услуги талантливого фотографа - гарантия качественных снимков и восхитительных портретов.

Посмотреть портфолио

Тексты песен Bill Wyman

Bill Wyman - Tobacco Road
3 месяца назад 218,00 (не задано)

Информация о артисте

Stone Alone или Камень,стоящий отдельно.

"Билл - роллингстоун,которого никто не знает."
Брайан Джонс,1965г
"За все годы я никого так не научился ценить,как Билла. Я всегда ценил Чарли, но чтобы по достоинству оценить Билла,мне нужно было ещё дорасти."
Кейт Ричардс,1983г
"Во время репетиций турне Forty Licks с Дэриллом я методично отслушал все песни "Стоунз",какие я играл вдвоём с Биллом. И тут я поймал себя на мысли,что Билл был куда круче,чем я до сих пор о нём думал,и раньше я никогда об этом не задумывался.Все 30 лет Билл был моей "половиной", другом,а я за всё это время даже не удосужился сесть и серьёзно вслушаться в его игру."
Чарли Уоттс,2003г.

"Criminally underrated" - "преступно недооценённый",-такой эпитет за последнее десятилетие чаще всего используют стоунфаны, характеризуя Билла Уаймана, бессменного бас-гитариста "Стоунз" с 1962 по 1992 год.
"-Что ценного привнёс Билл Уайман в звучание группы, когда вошёл в её состав? - Электричество." Эта обросшая бородой шутка основана на байке о том,что Билла взяли в группу из-за его отличной аппаратуры.Это как раз тот случай,когда кусочек правды=ложь. За прошедшие без двух 50 лет его значение как роллингстоуна действительно немилосердно принижалось,не по чьей-то злой воле, по незнанию.А почти патологическая скромность самого Билла Уаймана только усугубляла положение.Но и через пренебрежение невежд,и через молчанку хитрецов он всегда переступал со столь свойственным ему царственным безразличием.
Есть 10-ка величайших басистов мира,есть остальные мастера баса, а есть планета Билл Уайман - another land.Как и подобает стоуну он парадоксален.Как у истого стоуна секрет его творческой индивидуальности заложен в самом его естестве.Подобно великому пианисту Эроллу Гарнеру,чья простреленная и плохо действующая рука помогла ему добиться неповторимого ритма,т.к.отставала в темпе от здоровой руки на долю секунды,Билл нашёл свой стиль благодаря...телосложению.Невысокий(168см ростом) и отчаянно худой Билл обладал очень маленькими,почти чаплиновскими руками. И когда в 1961году юный Вилли Перкс впервые услыхал звук бас-гитары, поразивший его в самое сердце, с трудом наскрёб на подержанный плохонький бас и изучил инструмент,то обнаружил, что играть на нём довольно неудобно - корпус громоздкий и главное - толстая шейка,неохватная для маленькой руки.Не растерявшийся Билл обкорнал корпус электролобзиком до нужного размера, утоньшил шейку и привёл бас в приличный вид.Чтобы срезать с шейки лишнее пришлось снять с грифа лады.Тут-то и пришла в голову молодого музыканта золотая идея - попробовать звук без установки ладов на прежнее место.Отсутствие ладов на грифе несколько усложнило игру, но позволило использовать нетипичные для бас-гитары возможности,прежде всего глиссандо,или слэйд - приём, доступный джазовым контрабасистам,но не рок-н-ролльным гитаристам.Превратив т.о.электрический бас в джазовый контрабас Билл нашёл собственный звук-то,чего почти не встречается среди бас-гитаристов,даже именитых.Из-за отсутствия ладов струны при нажатии прилегали к грифу плотнее и издавали при игре лёгкое дребезжание и гул.Это специфическое лёгкое гудение и завывающие глиссандо стали фирменным звуком будущего роллингстоуна. И по сей день Билл влюблён в тёплый звук своей первой самодельной бас-гитары и хранит её как самую драгоценную реликвию. И ещё одну вещь пришлось Биллу придумать,чтобы приспособить бас к своему хрупкому телосложению:чтобы не перетруждать руки он приноровился держать инструмент на манер контрабаса-почти по вертикали. В результате такой постановки фигура музыканта на сцене приняла доселе невиданную,на редкость элегантную позу,которая сформировала сценический образ басиста "Стоунз" на всю жизнь, стала его маркой.И поныне ни один басист мира не стоит на сцене в позе Билла Уаймана.
Необычная манера держать бас сделала Билла любимцем фотографов и телеоператоров, снимавших "Стоунз" в телешоу 60-х годов. Они не могли отвести от него глаз и объективов, предпочитая снимать снизу,в ракурсе.Вздыбленный длинный гриф в его руках в сочетании со шлемовидной шапкой вороных волос и аскетичным лицом придавал Биллу сходство со средневековым рыцарем с алебардой-во время первого визита "Стоунз" в США репортёры толковали о сходстве Уаймана с английским королём Карлом I. Впечатление усиливала своеобразная манера Билла буквально камнем стоять на месте всё время выступления, не делая лишнего шага,в стороне от других членов группы,в одиночестве и точно в медитативном трансе ("каменное лицо" и "сомнамбулический гений" - лишь 2 из его бесчисленных прозвищ).Комментируя свою фирменную позу, Билл морочил голову обмиравшему от восторга фотографу Гереду Манковицу,будто бы вертикально поставленный гриф помогал закрыть глаза от слепящих софитов и разглядывать девчонок в первых рядах.Но если учесть отчаянный донжуанский темперамент Билла,это не выдумка.
Слава неугомонного Казановы,роящаяся вокруг него,прогремела на весь мир после выхода в 1990 его скандальных мемуаров "Stone Alone",основанных на дневниковых записях.Благодаря страсти Билла вести подробные дневники группа "Роллинг Стоунз" имеет свой собственный архив, какого нет ни у одной из великих групп.Что до его донжуанского списка - окажись на месте Билла любой другой - его сочли бы озабоченным выдумщиком.Но какая-то невероятная сила убеждения, которой обладает каждое слово Билла Уаймана, сказанное по любому поводу, заставляет замолчать всех скептиков. Молва приписывает ему 2000любовниц, а журнал "Максим" внёс его имя в 20-ку Живых Секс-Легенд (10место).
"Роллинг Стоунз" никогда не делали ставку на техничность, скорее на интуицию и сильнейшую внутреннюю эмоциональность. Чем таким обладает Билл Уайман,чего нет у других? Ни громобойного звука Энтуистла, ни безграничной техники Брюса, ни изощрённости МакКартни у него нет. Билл - шаман,как и любой из "Стоунз". Парадоксально мягкий,"почти женственно изящный" по словам Чарли Уоттса стиль игры совмещается с тяжёлым,бьющим в мозг звуком, той самой "крутостью",а лишённая вычурности простота-простота гениальности-с неожиданной, не сразу заметной сложностью и изысканностью мелодических линий(живые выступления "Стоунз" 1967 года-яркий тому пример).Ритм-секция "Стоунз"-Билл и Чарли-по сей день уникальна и никем не превзойдена по редкой степени органичности и внутренней мощи. Они словно только для того и родились,чтобы играть вместе. Благодаря их мощной опоре Кейт Ричардс смог установить знаменитую стоуновскую схему игры,согласно которой ритм-гитара(Кейт) ведёт за собой барабаны и бас.Этот метод резко отличает "Стоунз" от остальных групп.Из-за того,что ритм-секция всё время подстраивается под гитару образуется микро-"зазор" в долю секунды между ритмическим рисунком 3-х инструментов-пресловутый эффект "пульса", характерный для "Стоунз" и неподвластный никаким подражателям.Будь на месте Двоих Дабл Ю другие люди-этот великолепный звук никогда бы не был изобретён.
Однако если чудаковатый молчун Чарли сразу стал в группе всеобщим любимцем, совсем не чудаковатый Билл занял в "Стоунз" странное положение аутсайдера.В первые дни формирования группы Брайан,Мик и Кейт,будучи моложе Билла на 6-7лет,от близорукого юношеского максимализма ударившиеся в блюзовый пуризм, приняли симпатию новичка к белому рок-н-роллу за некую "чужеродность" и далеко не сразу врубились, что заполучили в группу алмаз.Потом во времена "flowerpower" пустившиеся во все наркотические тяжкие Мик и Кейт не смогли примириться с "некрутостью" Уаймана, не прикасавшегося к наркотикам. Многое в нём ставило их в тупик и раздражало: "нетусовая" обособленность, иммунитет почти ко всем типично рок-н-ролльным порокам, маниакальная аккуратность, очень закрытый,но при этом на редкость независимый характер.Кроме того его отличала ещё одна черта,которой жёсткие снаружи и ранимые внутри Мик с Кейтом просто боялись:редкостная проницательность.Билл всегда видел окружающих насквозь, прозреть же его чувства сквозь завесу чисто английской холодноватой сдержанности трудно. Даже хитрый Аллен Кляйн опасался его проницательности.Так тонкий ум сделал Билла одиноким.Мик и Кейт не без основания всегда подозревали в нём скрытого оппозиционера - набравший силу авторский дуэт Джаггера-Ричардса заполонил всё пространство в группе и их диктаторский стиль поведения всегда раздражал Уаймана. А когда в "Стоунз" сложилась порочная практика приписывать авторство Джаггеру и Ричардсу даже в случаях, когда в сочинении участвовала вся группа, отношения ещё больше натянулись.Не один Билл считал это положение несправедливым,но только он открыто об этом высказывался,за что выслушивал немало гадостей.Закрытый характер не позволял ему открыто выставлять напоказ свои эмоции, но его молчание было красноречивее любых споров.Лишь однажды его возмущение вырвалось наружу, в 1972году, когда Кейт,сидевший тогда на игле и плохо соображавший что делает, позволил себе наглую выходку: самовольно стёр записанную басовую партию и вставил вместо неё свою. Уайман в ярости хлопнул дверью и 3 дня не показывался в студии. С 70-го года между Кейтом и Биллом пробежала чёрная кошка: они почти не разговаривали, и только в 78 году пришедший в группу весельчак и балагур Рони Вуд смог помирить их. "Стоунз" все очень разные люди; о Кейте и Билле можно сказать, что они как огонь и и вода, но вода может гореть,а огонь без кислорода гаснет."Бывало встречаю я Кейта в студии-"Привет,Кейт!"- а он нос вздёрнет с видом, будто бы ничего общего с тобой не имеет, отвернётся и уходит. "Да пошёл ты на хер!"-думаю я. На другой день мы снова сталкиваемся в студии, и я его в упор не вижу, а он мне: "Привет,Билл! Как твои дела?" И я стою в полном шоке - надо же, Кейт рот открыл,чтобы со мной поздороваться!" (Билл). "Мне трудно говорить с ним по телефону, потому что я всегда с копьём, а он всегда со щитом." (Кейт). Хотя были в их отношениях и другие моменты, была рискованная операция по добыче дозы героина под носом у полиции, которую Билл провернул вместе с Рони, чтобы спасти Кейту жизнь. И был засушенный эдельвейс, выпавший в руку Билла из конверта с письмом от Кейта из Швейцарии.
Билла всегда отличала творческая активность,тяга к эксперименту, он вечно что-то придумывал, но невероятная продуктивность дуэта Мика и Кейта, задававших тон в группе, искусственно загоняла остальных членов команды в рамки сессионных музыкантов-и только, рамки слишком тесные для творческой натуры Билла.
Изобретать он начал с первых же дней в группе: техника "шаффл и восьмые" в "Come On", 5-ти струнный бас в "Pain In My Heart", фирменные глиссандо в "King Bee"и "Memphis,Tennessee",а потом и знаменитый "пикирующий бомбардировщик" в "19-th Nervous Breakdown",изобретение т.н. "двойного концерта для бас-гитары" на записи "Heart of Stone",страсти вокруг органа в "Pain It Black". Отдельная история - рождение одного из величайших хитов "Стоунз" - "Jumpin'Jack Flash". Билл неофициально считается автором этого бессмертного риффа,сведения об этом уже давно проползли во все энциклопедии, и,хотя официально песня приписана как обычно дуэту Джаггера-Ричардса, ни Мик ни Кейт не опровергли участия в этом Уаймана - всё та же иррациональная сила убеждения. В дальнейшем ему не раз выпадала задача определить успех хита "Стоунз" мастерски сыгранной басовой партией, особенно в "дисковый" период конца 70-х, самый яркий пример - знаменитая "Miss You". Но разжать мёртвую хватку Мика с Кейтом и записать на альбоме "Стоунз" свою вещь Биллу удалось только раз - и он единственный, кому это удалось- "In Another Land" на альбоме 1967года "Their Satanic Majesties Request".
Поняв,что реализовать в полной мере свой творческий потенциал внутри группы ему не удастся, Билл совершил ещё один значимый шаг: первым из "Стоунз" записал свой сольный альбом"Monkey Grip", в 1974году. За весь стоуновский период своей жизни он выпустил 3 сольника+один саундтрэк к фильму. Его альбомы не промотировались и их выход каждый раз самым невыгодным образом совпадал с выходом очередного стоуновского блокбастера. Несмотря на это в 1981 году он добился того, чего ни до ни после не добивался ни один член "Роллинг Стоунз": его сольный сингл "Je Suis Un Rock Star" облетел мировые чарты. Билл первым из "Стоунз" самостоятельно снимал полноценные видеоклипы к своим песням. Они были сделаны до примитивности просто, больше напоминали забавное домашнее видео, но по структуре и замыслу были гораздо более творчески оригинальны,чем клипы "Стоунз" того периода, сделанные по старинке,по заезженному шаблону "группа перед зрителями".
В отличие от Мика Билл никогда не мечтал о карьере в кино, но после смерти Брайана он первый стоун, кто сделал полноценный саундтрэк к фильму ("Green Ice"1984),вместе со своими старыми протеже хард-группой "Tucky Buzzard" работал для выдающегося мастера жанра "хоррор" Серджо Ардженто (музыка к фильму "Phenomena"1982года),он же первым снял и свой собственный фильм- "Digital Dreams"1983года,показанный вне конкурса на Каннском фестивале и получивший одобрение критики. Билл один из первых англичан,кто стал обладателем персонального компьютера,благодаря чему архивы "Стоунз" были оцифрованы.
В 1992 году после записи альбома "Steel Wheels"и исполинского тура "Urban Jungles"случилось то, чего со страхом ожидали все фаны "Стоунз" - Билл Уайман покинул группу. Ушёл,презрев катившую в руки невиданную перспективу астрономического гонорара в 20 млн.$ -столько составила бы его доля по условиям нового контракта группы с хозяином "Virgin Records" миллионером Ричардом Бенсоном. Он выбрал выстраданную независимость. Но Билл ушёл из "Стоунз" не просто, а,так сказать,вместе со своим креслом; найти ему полноценную замену "Стоунз" даже не пытались. Басистом группы стал молодой талантливый чернокожий из Чикаго Дэрилл Джонс, бывший партнёр Майлса Дэвиса. Он вошёл в "Стоунз" на правах сессионного музыканта, им и остаётся, а легендарный квинтет с тех пор официально превратился в квартет.
После этого произошло то,чего никто не ожидал. В отличие от Мика Тейлора,который покинул "Стоунз" физически больным и морально опустошённым человеком, за что получил прозвище "единственного гитариста, ушедшего от "Стоунз" живым", Билл Уайман ушёл не просто живым, но ещё и победителем. В 1997году он создаёт собственную группу "Rhythm Kings",специализирующуюся на обработках джазовых вещей 30-х - 40-х годов. Невероятно: ансамбль, занимающийся элитарной музыкой для узкого круга знатоков старого джаза, играющий (как некогда молодые "Стоунз") исключительно для собственного удовлетворения, добился восторженного признания публики, аншлага в залах, восхищения критиков и мест на верхушках чартов. Билл достиг невозможного: вырвался из оков вечной зависимости от звукозаписывающих компаний, хит-парадов, рынка, реализовал давнюю мечту вернуться со стадионов в маленькие клубы и играть то,что хочется и при этом с коммерческим успехом. С 1997 по 2008 год "Rhythm Kings" выпустили 4 студийных инесколько концертных альбомов, в т.ч.собственных бутлегов(!). Мировые звёзды первой величины - Эрик Клэптон, Джимми Пейдж, Джефф Бек, Джон Лорд, Марк Нопфлер, Альберт Ли, Крис Ри, Мартин Тейлор, Питер Фрэмптон - считают за великую честь сыграть с Биллом в его группе. С ним джэмовали Мик Тейлор, Луи Бертиньяк, ныне покойные Джордж Харрисон и Ники Хопкинс. Музыкальная ниша,которую он занимает в современной культуре уникальна.
Месть? - Всего лишь роллингстоуновский характер.
Отчаянный донжуан теперь примерный семьянин и счастливый отец 3-х дочерей. Он теряет свою демоническую красоту и вечно юношеский вид,но не свою дьявольскую выносливость. Он автор семи книг, переведённых на 11 языков мира, первый англичанин, получивший премию имени Луиса Армстронга, хозяин уникального ресторана-музея "Стоунз" "Sticky Fingers". Он классный фотограф,серьёзно увлекается астрономией,биологией,археологией. Не закончив в юности среднюю школу имеет почётную докторскую степень. Покинув "Стоунз", он не может отказать себе в удовольствии иногда поджэмовать со старым другом Чарли, - они так и остались величайшей ритм-секцией в мире.
Выступления "Rhythm Kings" неизменно вызывают восторг публики и жгучий интерес, их концерты - настоящий праздник для взыскательного снобистского слуха. И всё же по-прежнему внимая с восторгом мощному голосу Беверли Скит и искромётным импровизациям Альберта Ли и Мартина Тейлора, глаза зрителей и прессы неизменно направлены на прячущуюся в полумраке маленькую фигурку с бас-гитарой, словно упирающейся грифом в небо. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
Bill Wyman (born William George Perks; 24 October 1936) is an English musician best known as the bassist for the English rock and roll band The Rolling Stones from 1962 until 1993. Since 1997, he has recorded and toured with his own band, Bill Wyman's Rhythm Kings. He has worked producing both records and film, and has scored music for film in movies and television.
Wyman has kept a journal since he was a child after World War II. It has been useful as an inspiration to him, as an author who has written seven books, which have sold two million copies. Wyman's love of art has additionally led to his proficiency in photography and his photographs have hung in galleries around the world. Wyman's lack of funds in his early years led him to create and build his own fretless bass guitar. He became an amateur archaeologist and enjoys relic hunting; The Times published a letter about his hobby. He designed and marketed a patented "Bill Wyman signature metal detector", which he has used to find relics in the English countryside dating back to the era of the Roman Empire. As a businessman he owns several establishments, including the famous Sticky Fingers Café, a rock-and-roll-themed bistro serving American cuisine, first opened in 1989 in the Kensington area of London, and, later, in two additional locations in Cambridge (now closed) and Manchester.

Bill Wyman was born in Lewisham Hospital in Lewisham, South London, the son of William Perks, a bricklayer, and his wife, Molly. One of five children, Wyman spent most of his early life living in a terraced house in one of the roughest streets in Sydenham, southeast London. He describes his childhood as "scarred by poverty".
He attended Beckenham and Penge Grammar School (Langley Park School For Boys) from 1947 to Easter 1953, leaving before the GCE exams after his father found him a job working for a bookmaker and insisted that he take it.

Wyman took piano lessons from age 10 to 13. A year after his marriage on 24 October 1959 to Diane Cory, an 18-year-old bank clerk, he bought a Burns electric guitar for £52 on hire-purchase, but was not satisfied by his progress. After hearing a bass guitar at a Barron Knights concert, he fell in love with the sound of it and decided this was his instrument. He created the first fretless electric bass by removing the frets from a cheap Japanese bass guitar he was reworking and played this in a south London band, the Cliftons, in 1961. He used the stage name Lee (later Bill) Wyman, taking the surname of a friend with whom he had done national service in the Royal Air Force from 1955 to 1957.

When drummer Tony Chapman told him that a rhythm and blues band called the Rolling Stones needed a bass player, he auditioned and was hired on 7 December 1962 as a successor to Dick Taylor. The band was impressed by his instrument and amplifiers (one of which Wyman built himself), but because he was married, employed, and older, Wyman remained an outsider.
In addition to playing bass, Wyman frequently provided backing vocals on early records and through 1967 in concert as well. He sang lead on the track "In Another Land", on the Their Satanic Majesties Request album and a single. The song is one of two Wyman compositions released by the Rolling Stones; the second is "Downtown Suzie" (sung by Mick Jagger), on Metamorphosis, a collection of Rolling Stones outtakes. The title "Downtown Suzie" was chosen by their erstwhile manager Allen Klein without consulting Wyman or the band. The original title was "Sweet Lisle Lucy", named after Lisle Street, a street in the red light district in Soho, London.
Wyman kept a journal throughout his life, beginning when he was a child, and used it in writing his 1990 autobiography Stone Alone and his 2002 book Rolling with the Stones. In Stone Alone, Wyman claims to have composed the riff of "Jumpin' Jack Flash" with Brian Jones and drummer Charlie Watts. Wyman mentions that "(I Can't Get No) Satisfaction" was released as a single only after a 3-2 vote within the band: Wyman, Watts and Jones voted for, Jagger and Richards against, feeling it not sufficiently commercial. By the 1970s, Wyman, tired of the monopolisation of songwriting and production by Jagger and Richards,[citation needed] began solo projects. In the 1970s and early 1980s he made three solo albums, none commercially very successful but all well received by critics. In July 1981 his "(Si, Si) Je suis un rock star" became a top-20 hit in many countries.

Wyman also played on The London Howlin' Wolf Sessions, released 1971, with Howlin' Wolf, Eric Clapton, Charlie Watts and Stevie Winwood, and on the album Jamming with Edward, released in 1972, with Ry Cooder, Nicky Hopkins, Jagger and Watts.
Wyman composed the score of the 1981 Ryan O'Neal-Omar Sharif film Green Ice; and in the mid-1980s, he composed music for two films by Italian director Dario Argento: Phenomena (1985) and Terror at the Opera (1987).
In 1985, he was approached by producers working on a movie based on the Vietnam War, who asked him to provide the theme tune. He completed a demo cover version of the 1969 song Spirit in the Sky and sent it off to them for review. The producers' feedback was highly positive, but they soon ran out of money and had to scrap the project. The demo tape was apparently lost, but on an audio CD included with Bill Wyman's Scrapbook in 2013, he says that "somebody out there must have heard it because four months later - in the June of that year - Doctor and the Medics appeared with the release of their version of that song which eventually went to number one for three weeks. A coincidence perhaps? Still, such is life."
He made a cameo appearance in the 1987 film Eat the Rich. He produced and managed the group Tucky Buzzard.
Wyman was close to Brian Jones; he and Jones usually shared rooms together while they were on tour and often went to clubs together. He and Jones hung out together even when Jones was distancing himself from the band. Wyman was distraught when he heard the news of Jones' death. He and Watts were the only Rolling Stones members at Jones' funeral in July 1969. Wyman was also friends with guitarist Mick Taylor. Like the other Rolling Stones, he has worked with Taylor since Taylor's departure from the band in 1974.
After the Rolling Stones' 1989-90 Steel Wheels/Urban Jungle tours, Wyman left the group; his decision was announced in January 1994. The Rolling Stones have continued to record and tour with Darryl Jones on bass.
On 24 October 2012, the Stones announced that Wyman and Mick Taylor were expected to join them on stage at the upcoming shows in London (25 and 29 November) and Newark (13 and 15 December). Richards went on to say that the pair would strictly be guests, and Darryl Jones would continue to supply the bass for the majority of the show. He said, "Darryl doesn't get enough recognition. He and Bill can talk about songs they want to step in and out of." At the first London show on 25 November, Wyman played on two back-to-back tracks: "It's Only Rock 'n Roll (But I Like It)" and "Honky Tonk Women". He later stated that he was not interested in joining the band for further tour dates in 2013.

Wyman continues to tour with the Rhythm Kings, which has featured such musicians as Martin Taylor, Albert Lee, Gary Brooker, Terry Taylor (formerly with Tucky Buzzard), Mike Sanchez and Georgie Fame. Following his 70th birthday in October 2006, Wyman undertook another British tour.
On 10 December 2007, Wyman and his band appeared alongside a reunited Led Zeppelin at the Ahmet Ertegun Tribute Concert at the O2 in London.
Wyman was a judge for the 5th annual Independent Music Awards to support independent artists' careers.
In 2009, ex-Rolling Stones guitarist Mick Taylor was invited as a guest performer with Wyman's Rhythm Kings.
On 25 October 2009, Wyman performed a reunion show with Faces, filling in for the late Ronnie Lane as he had previously done in 1986 and 1993.
On 19 April 2011, pianist Ben Waters released an Ian Stewart tribute album titled Boogie 4 Stu. Wyman played on two tracks: "Rooming House Boogie" and "Watchin' the River Flow", the latter recorded with the Rolling Stones.


Wyman, on bass during the Rolling Stones' tour in 1975. Holding his bass guitar vertically in the position as an Upright bass has been his trademark.
Wyman's bass sound came not only from his home-made fretless bass, but the "walking bass" style he adopted, inspired by Willie Dixon and Ricky Fenson.[citation needed] Wyman has played a number of basses, including a Framus Star bass and a number of other Framus basses, a Vox Teardrop bass (issued as a Bill Wyman signature model), a Fender Mustang Bass, two Ampeg Dan Armstrong basses, a Gibson EB-3, and a Travis Bean bass. The bass he has been playing mostly since the late 80s is a Steinberger bass. Wyman's amplifiers over the years have included a Vox T-60, a piggyback Fender Bassman, a Hiwatt bass stack, and an Ampeg SVT. Wyman, especially in the early Stones' years, had a distinctive way of holding his bass – almost vertically. He stated that the reason he held a bass in that position was simply because his hands were small.

Wyman, although moderate in his use of alcohol and drugs, has stated that he became "girl mad" as a psychological crutch. Maxim magazine ranked Wyman at number 10 on its "Living Sex Legends" list, as he is reputed to have had sex with over 1,000 women.
Wyman married his first wife Diane in 1959 and their son Stephen Paul Wyman was born on 29 March 1962. They separated in 1967 and divorced in 1969.
From 1967 to 1983 Wyman was romantically linked to Astrid Lundström.
On 2 June 1989, aged 52, Wyman married 18-year-old Mandy Smith whom he had been dating since she was 13 and he was 47 years old. According to Smith, their relationship was sexually consummated when she was 14 years old. Their relationship was the subject of considerable media attention. The marriage ended in spring 1991, although the divorce was not finalised until 1993. In 1993, while Wyman was still married to Smith, Stephen, his son from his first marriage, became engaged to Smith's mother.
In April 1993 he married Suzanne Accosta. The couple have three daughters, Katherine Noelle (September 1994), Jessica Rose (November 1995) and Matilda Mae (April 1998).
Wyman lives in a country house in Suffolk and in St. Paul de Vence in the South of France; in St. Paul de Vence his friends include numerous artists. He is a cricket supporter (as is Mick Jagger) and played in a celebrity match at the Oval against a former England XI taking a hat-trick.
Wyman started selling metal detectors in 2007. Treasure detecting adventures in the British Isles are detailed in his 2005 illustrated book Treasure Islands co-written with Richard Havers.
Wyman is a keen photographer. He has taken photographs throughout his career and in June 2010 launched a retrospective of his work in an exhibition in St. Paul de Vence. The exhibition included images of his music acquaintances as well as famous artists from the South of France including Marc Chagall.
Wyman is also a supporter of British professional football team, Port Vale.
Politically, Wyman has supported Britain's Conservative Party.
In 2009, he quit smoking after 55 years. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.