Вокально-инструментальный ансамбль «Голубые гитары» был создан в 1967 году композитором и пианистом Игорем Грановым.
Игорь Яковлевич Гранов родился 09 февраля 1938 года в Москве. В 1956 году окончил музыкальное училище имени Октябрьской революции по специальности дирижер-хоровик. Руководил хором в музыкальной школе им. И. Дунаевского, а с 1957 года начал работать в ВГКО (Москонцерте) как пианист-аккомпаниатор, а также в составе концертного ансамбля трубача М. Волаха. Увлекался джазовой импровизацией. Тогда же начал писать первые песни - «Колыбельная», «Березки русской стан белоснежный». В 1958 году Игорь Гранов создал небольшой джазовый коллектив (фортепиано, контрабас, ударные, гитара). Репертуар ансамбля составили произведения советских композиторов в обработке И. Гранова и джазовая классика. В 1962 году ансамбль Гранова вместе с певицей Тамарой Миансаровой становится лауреатом VIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки. С ансамблем Гранова певица подготовила и песню «Пусть всегда будет солнце» (А. Островского - Л. Ошанина), которая принесла ей лауреатство в Сопоте в 1963 году. В ансамбле Гранова получили известность сменившие Тамару Миансарову певцы Лев Барашков и Аида Ведищева. Плодотворным оказалось сотрудничество Игоря Гранова с эстрадным автором и конферансье Эмилем Радовым, которое продолжалось почти целое десятилетие (с 1961 по 1969 год). Особую популярность получили такие песни Игоря Гранова на стихи Эмиля Радова как «20-й век» в исполнении квартета «Аккорд» и Эмиля Горовца; «Балалайка, гитара и я» в исполнении Людмилы Гурченко и другие. В исполнении Аиды Ведищевой особым успехом пользовалась песня Игоря Гранова на стихи Леонида Дербенева «Человек придумал песню». В качестве дирижера и музыкального руководителя Игорь Гранов много гастролировал с группой Московского мюзик-холла по Латинской Америке, Мексике и Канаде.
Когда в Ленинграде появился первый в стране вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары», Игорь Гранов решил создать в Москве свой ВИА. Ансамбль получил название «Голубые гитары» (все гитары в ансамбле были синего цвета).Инструментальную группу ансамбля составили три гитары, ударные, клавишные, тем самым как бы узаконив жанр ВИА. Вскоре ансамбль завоевал популярность среди слушателей и стал одним из ведущих эстрадных коллективов в нашей стране. Песня И. Гранова на стихи П. Леонидова «Романтики-мечтатели» стала заставкой концертов «Голубых гитар». В репертуар ансамбля вошли песни советский композиторов: Я. Френкеля, О. Фельцмана, В. Шаинского; собственные песни участников ансамбля, а также западные поп-хиты. «Голубые гитары» одними из первых в нашей стране записали на пластинку песню I Saw Her Standing There (Когда я увидел ее) группы BEATLES на языке оригинала. Оригинальные аранжировки народных песен «Коробейники», «Вдоль по Питерской», «Калинка», «Во кузнице», сделанные Игорем Грановым с использованием народных инструментов (бубен, трещоток, ложек) расширили палитру красок ансамбля. Высокий профессиональный уровень исполнителей, разнообразие репертуара, интересное режиссерское решение каждого произведения - вот характерные черты ансамбля «Голубые гитары».
В январе 1970 года ансамбль «Голубые гитары» за участие в фестивале «Русская зима» был награжден Большой золотой медалью.
Летом того же года в «Голубые гитары» полным составом влились музыканты самодеятельной, но уже довольной известной в Москве группы «Скифы». Именно экс-гитаристы «Скифов» Юрий Валов и Сергей Дюжиков в составе «Голубых гитар» записали на пластинку I Saw Her Standing There (Когда я увидел ее). На той же пластинке была записана песня, популярность которой в народе была и остается настолько велика, что, наверное, ни одна песня «Голубых гитар» не может с ней сравниться по этому показателю. Имеется ввиду песня Я.Френкеля на стихи И.Гофф «Ветер северный» в исполнении Юрия Валова.
В том же, 1973 году, ВИА «Голубые гитары» стал лауреатом Международного конкурса эстрадной песни «Братиславская лира» с песней О. Фельцмана на стихи Р. Гамзатова «Будь как совесть». А руководитель ансамбля Игорь Гранов окончил Высшие Режиссерские курсы при ГИТИС.
В 1975 году на место эмигрировавшего Валова и перешедшего в «Цветы» Дюжикова из «Веселых ребят» пришли два замечательных музыканта – вокалисты и гитаристы Вячеслав Малежик и Алексей Пузырев.
Вообще, нужно отметить, что «Голубые гитары» - это ансамбль солистов. Все его участники были синтетическим исполнителями: они пели, играли на нескольких музыкальных инструментах, танцевали. Видимо, поэтому «Голубые гитары» - один из первых ВИА, устремившихся на путь театрализации.
В 1976 году Игорь Гранов поставил мюзикл «Красная шапочка, серый волк и «Голубые гитары», который имел стойкий успех в течение нескольких лет. Авторами сценария этого спектакля были Л.Измайлов, М. Задорнов, А. Хайт. Танцы поставил балетмейстер П. Гроднецкий, с которым Гранов сотрудничал и в дальнейшем. Роли исполняли солисты ансамбля, ставшие впоследствии известными исполнителями:
Волк - Вячеслав Малежик;
Баба-Яга - Роксана Бабаян;
Красная шапочка - Наталья Киреева.
Отдельные номера из спектакля вошли и в концертную программу ансамбля и были изданы Мелодией на диске-гиганте ансамбля.
В 1978 году в составе ансамбля произошли некоторые изменения: ушел в «Пламя» Вячеслав Малежик, занялась сольной карьерой Роксана Бабаян. На роль Серого волка пришел из «Поющих сердец» великолепный певец Игорь Офицеров (он и записал партию Волка на диске-гиганте), а вот Баба-Яга с тех пор стала мужской ролью, которую блестяще исполнял Виктор Рафаэлов
В связи с тем, что в творчестве «Голубых гитар» начала преобладать театральная тема, и концерт представлял собой полноценный спектакль со сквозным динамичным сюжетом, в начале 80-х Игорь Гранов переименовывает свой ансамбль в Синтез-Труппу.
В 1983 году И. Гранов поставил мюзикл «Телешоу» - цикл стилизаций и остроумных пародий на тогдашнее телевидение. Все эстрадные номера получили названия передач Центрального телевидения: «Новости», «Служу Советскому Союзу», «Музыкальный киоск», «Очевидное-невероятное», «Человек и закон», «Вокруг смеха», программа «Время».
Вот что писала в то время пресса об этом мюзикле:
Каждая песня подготовлена соответствующей телевизионной заставкой, антуражем, текстом, и она не просто поется: сменяются мизансцены, вокалисты и музыканты играют как драматические актеры, танцуют как артисты балета или хореографический ансамбль.
Еженедельник «Неделя». Октябрь 1983 года.
Цельный, современный музыкальный спектакль - яркий, живой, запоминающийся.
Газета «Советская Россия».
Здесь надо сказать добрые слова в адрес художественного руководителя ансамбля, заслуженного артиста РСФСР И. Гранова, написавшего ряд интересных песен гражданского звучания - о любви к родной земле, о сыновнем долге перед ней, о защитниках Отечества.
Газета «Советская культура».
Заслуженный деятель искусств РСФСР
Композитор В. Шаинский
Вслед за мюзиклом «Телешоу» последовал мюзикл «Панорама», который также получил высокую оценку зрителей и прессы.
Закончить рассказ о творчестве «Голубых гитар» хочется выдержкой из статьи в газете «Труд» от 12 августа 1984 года:
Одна из причин многолетнего успеха ансамбля «Голубые гитары» - стремление к поиску, разнообразию, стремление не отставать от времени.
В 1990 году Игорь Гранов создал экспериментальный театр-студию «Музыка». Первый спектакль-мюзикл «Музыкальный гороскоп», в котором наряду с ансамблем И. Гранова были заняты известные артисты И. Отиева, Л. Вайкуле, Е. Петросян и другие шел в зале гостиницы «Космос». В программе «Музыкальный аукцион» наряду с С. Ротару, М. Муромовым, И. Николаевым, А. Розенбаумом, джаз-ансамблем «Аллегро» были задействованы молодые артисты.
В силу ряда причин в 1993 году театр был преобразован в «Дом эстрады, сценографии и менеджмента», художественное руководство которым еще долгое время продолжал осуществлять Игорь Яковлевич Гранов.
Сегодня Гранов И.Я. - Заслуженный артист РФ; доктор искусствоведения (1997); почетный профессор Международной академии наук (Сан-Марино); вице-президент МСДЭИ Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.