Эдуард Анатольевич Хиль (4 сентября 1934, Смоленск — 4 июня 2012, Санкт-Петербург) родился 4 сентября 1934 года в Смоленске, где его прадед возглавлял местный церковный хор. С раннего детства Эдуард слышал народные смоленские распевы и запомнил их на всю жизнь.
Детская судьба будущего певца сложилась очень тяжёло. Семья распалась и он воспитывался мамой Еленой Павловной Калугиной. Начавшаяся война принесла неизмеримые страдания. Во время бомбёжки детский сад, в котором находился Эдик, был эвакуирован. Шестилетний мальчик потерял связь с мамой и оказался в Беково Пензенской области, а затем недалеко от Уфы в детском доме поселка Раевский. Там предстали страшные картины умирающих в лазарете бойцов. Умирали не только бойцы но и воспитаники детского дома из-за голода, холода, отсутсвия всего самого необходимого. Сами же воспитанники хоронили своих товарищей. Эдик нашёл силы не только выжить в этом аду, но и участвовать в художественной самодеятельности, выступал в госпитале перед ранеными. Вместе со своим другом Мишей дважды пытался сбежать на фронт, но оба раза их возвращали обратно. В конце 1943 года Хиля разыскала мама и увезла домой в только что освобождённый родной Смоленск, от которого остались одни руины.
В 1949 году Эдуард приехал в Ленинград и поступил в полиграфический техникум, окончил его, работал на офсетной фабрике. Ещё в период учёбы в техникуме начал заниматься в оперной студии Дворца культуры им. Кирова, затем на подготовительном отделении консерватории, а в 1955 году Хиль поступил в Ленинградскую Государственную консерваторию имени Римского-Корсакова, где занимался на вокальной кафедре у профессора Евгения Григорьевича Ольховского, овладевал камерным пением у профессора Зинаиды Петровны Лодий, постигал актёрское мастерство у режиссёров Э.Г.Пасынкова и А.Н.Киреева.
Ещё в годы учёбы состоялись выступления в оперной студии консерватории, со сцены которой Хиль исполнил многие ведущие оперные партии. Он пел Фигаро в «Свадьбе Фигаро» Моцарта и в «Севильском цирюльнике» Россини, Януша из «Гальки» Манюшко, графа Эльфора в «Чёрном домино» Обера, ведущие партии в «Евгении Онегине» и «Пиковой даме». С 1955 года Хиль - солист Филармонического отдела «Ленконцерта», выступал с народными песнями, старинными и классическими романсами.
По окончании консерватории (1960) продолжились выступления и в спектаклях Оперной студии консерватории, состоялись и первые концерты с классическим и камерным репертуаром из произведений Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича, Верди, Бизе, Пуччини, Гуно, Шуберта, Бетховена, Мусоргского. Появилось и увлечение эстрадной песней, понимание которой, по признанию самого певца, пришло во время концерта К.И.Шульженко, которая, говоря его словами, «заставила переживать, чувствовать, радоваться и горевать, улыбаться и грустить». И он увидел, как можно увлечь целый зал. Этот вечер стал для молодого певцца своеобразным моментом переоценки ценностей: «Я полюбил эстрадную песню, понял, какие большие возможности заключены в ней».
Первое выступление с эстрадным репертуаром в Москве состаялось в 1962 году на сцене ЦДРИ, где молодого певца представил Л.О.Утёсов.
В 1962-м году Э.Хиль был приглашен в Москву для участия во Втором Всероссийском конкурсе артистов эстрады. За исполнение песен Г.Свиридова «Маритана» и «История про бублики», песни А.Петрова из фильма «Путь к причалу» Хиль становится лауреатом конкурса.
В 1965 году Эдуард Хиль принимает участие в Фестивале советской песни, собравшем лучших её исполнителей, включая признанных классиков жанра К.Шульженко и Л.Утёсова. Огромный успех у зрителей и организаторов этого фестиваля открывает Хилю дорогу на международную эстрадную сцену. В том же году он становится лауреатом авторитетнейшего в то время Сопотского фестиваля, где получил второе место за исполнение польской песни «Раз, только лишь раз», вывел в число победителей песню А.Петрова «Я шагаю по Москве» и покорил публику блестящим исполнением «Песни любви» А.Островского на заключительном концерте.
В 1966 году Эдуард Хиль получает признание и в мало знакомой с русским искусством Бразилии, где на международном конкурсе «Золотой петух» приносит песне А.Петрова «А люди уходят в море» четвёртую премию. Зрительские же симпатии бразильцев отдали русскому певцу безоговорочное первенство. Тепло принимал 20 тысячный зал "Мараканазинья", где проходил фестиваль, и исполнение Хилем "Подмосковных вечеров" с аккомпаниментом автора В.П.Соловьёва-Седого.
В 1967 году композитор Андрей Петров получает Государственную премию СССР за ряд сочинённых им песен, этот успех по праву делит и Эдуард Хиль, исполнивший большинство из них, чаще всего впервые. В 1968 году Эдуард Анатольевич становится Заслуженным артистом РСФСР.
Плодотворно работал певец с А.Островским, А.Пахмутовой, В.Гаврилиным, О.Фельцманом, М.Блантером, В.Баснером, В.Соловьевым-Седым, В.Дмитриевым, Г.Портновым, М.Фрадкиным, А.Колкером и другими известными композиторами, не только исполняя первым их песни, но и участвуя в самом процессе создания мелодий и стихов. Для целой же плеяды молодых ленинградских композиторов исполнение Эдуарда Хиля стало важнейшим фактором их становления и признания.
Творческая манера Хиля обращает на себя внимание высочайшей культурой исполнения, составными частями которой являются безукоризненный вокал, высокий артистизм, безупречный вкус, превосходная дикция. Его искусство обретает всё новые краски, он был привлекателен и в камерном репертуаре, и в современной советской песне, и в народных песнях.
На эстраде Хиль проявил себя, прежде всего, умным певцом, знающим, что он делает. Это не мешает эмоциональному наполнению его песен, его своеобразному музыкальному мироощущению. Без него не обходится ни один телевизионный «Огонёк», его имя становится символом. С голосом Хиля ассоциируются лучшие песни эпохи — такие как «А люди уходят в море», «Как провожают пароходы», «Ах, море, море», «Лесорубы», «Человек из дома вышел», «Ходит песенка по кругу», «Это было недавно, это было давно», «Голубые города», «Как хорошо быть генералом», «Зима», «Берёзовый сок», «Солнечная баллада», «Два брата», «Лунный камень», «Пора любви» …
В исполнении Хиля есть и радость, и грусть, и любовные страдания, и философские размышления, но нет места пессимизму и безволию, не найти примитива и упрощённого рассказа о сложных чувствах... Герои песен — не только веселые моряки или увальни-лесорубы. Это Экзюпери и Прометей, воины-освободители и бесстрашные лётчики, люди мужественного сердца и доброй воли со всеми сложностями века, с трудной любовью и решительными характерами, с верой в солнце и свет, с юмором и нежностью...
Стремление найти формы, позволяющие расширить принятые рамки песенной эстрады, привело певца к созданию интереснейших программ из песен на стихи Ж.-П.Беранже и Ж.Превера, вокальных циклов Г.Свиридова, В.Гаврилина, Г.Портнова, Ф.Шуберта, Л.Бетховена, А.Даргомыжского, М.Мусоргского.
В 1973 году Хиль становится лауреатом международного фестиваля молодежи в Берлине и по специальному приглашению участвует в шведском телевизионном ревю. География гастролей певца охватывает все континенты и более 80 стран мира, не забыта и отечественная публика больших и малых городов.
В 1974 году Эдуард Анатольевич получает звание Народного артиста РСФСР, а в 1975 году становится лауреатом премии Ленинского комсомола в числе самых первых обладателей этой премии.
В 80-е годы на Ленинградском телевидении Хиль создаёт и ведёт программу "У камина", в которой рассказывает об истории классического русского романса, приглашает лучших исполнителей - профессионалов, студентов консерватории и театральных ВУЗов, поёт сам.
Одновременно с выступлениями Эдуард Хиль преподавал в институте Театра и кинематографии и в Ленинградской консерватории, участвовал в жюри крупнейших песенных форумов. Так, в 1969 году он возглавлял жюри песенного конкурса, на которм впервые заявили о себе и стали лауреатами Лев Лещенко и ВИА "Песняры".
В конце восьмидесятых годов страна и её герои переживают смутное время, не обходит оно стороной и знаменитого артиста. «Ленконцерт» рушится. Две тысячи его артистов распущены в поисках «свободных заработков», которые уже прибраны к рукам в соответствии с правилами «шоу-бизнеса», установившему критерии отбора далёкие от вокального мастерства. Оставаясь верным своей Родине, не меняя гражданства, Эдуард Хиль периодически выезжает в европейские страны и США, где его выступления нашли особый успех у русских аристократов, эмигрантов ещё первой волны. Особенно широкое общественное внимание привлекли выступления Эдуарда Анатольевича в парижском в кабаре «Распутин», куда чтобы услышать певца специально приходили Шарль Азнавур, Мирей Матье, Жильбер Беко; пел Булат Окуджава, выступали Евгений Евтушенко, Никита Михалков. Там же, в Париже, вышел и первый компакт диск певца «Le Temps de L'Amour» («Пора любви»).
Юбилейные концерты 1994 года в Москве и Петербурге показали, что певец по-прежнему любим своими почитателями, а его исполнительское мастерство не только не потускнело, но и обогатилось новыми яркими красками. И снова проходят выступления с концертами дома и за рубежом. А в 1996 году постоянный творческий поиск певца находит новое выражение в виде интереснейшего проекта «Хиль и Сыновья», созданного благодаря идеи молодого музыканта и композитора Дмитрия Хиля - сына прославленного певца. Вместе с молодыми музыкантами группы «Препинаки» Э.Хиль по новому представил ряд популярнейших в 60-70 годы песен, внеся в них современные аранжировки. На рубеже двух веков Эдуард Хиль вновь становится лауреатом ежегодного телевизионного конкурса «Песня года» и получает приз имени Леонида Утёсова за высокие достижения в исполнении и пропаганде отечественного песенного искусства. Эдуард Анатольевич лауреат не только профессиональных наград, он кавалер орденов «Трудового Красного Знамени», «Дружбы народов», «Ордена созидателей Петербурга».
Немало сили и умения Эдуард Анатольевич отдал своим ученикам, среди которых всем известные Олег Погудин и Евгений Дятлов.
К 300 летию Петербурга Эдуард Хиль подготовил и исполнил на музыку Р.Глиэра и стихи собственного сочинения «Гимн городу», городу, который считает его одним из самых почётных своих граждан. Настоящим же подарком для жителей и ценителей Великого города стал посвящённый ему компакт-диск с 12 песнями, написанными Д.Э.Хилем и поэтами С.Салтыковым, Э.Кузнецовым, И.Авраменко, О.Чупровым.
С большим успехом в Петербургском Театре музыкальной комедии прошёл концерт, посвященный 70-летию народного артиста России Эдуарда Хиля. Кроме самого юбиляра, выступившего с программой «Песни длиною в жизнь», в концерте приняли участие Эдита Пьеха, Бен Бенцианов, Людмила Сенчина, Зоя Виноградова, Виталий Копылов, Таисия Калинченко.
В день 75-летия Эдуард Анатольевич Хиль награждён "Орденом за заслуги перед Отечеством". По всем ведущим телеканал страны были подготовлены передачи о творчестве певца.
В марте 2010 года всемирная популярность Эдуарда Хиля несколько неожиданно, но вполне заслуженно резко возросла. Вначале в США, а затем и повсюду посетители интернета обратили внимание на выложенный в Youtube ролик Как я рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой ("Вокализ" А.Островского) побил все рекорды по числу просмотров, а сам Эдуард Анатольевич получил в эти мартовские дни наивысший рейтинг популярности, опередив виднейших политиков, артистов и спортсменов.
28 мая 2012 стало известно, что Хиль находится в тяжёлом состоянии в реанимации Мариинской городской больницы в Санкт-Петербурге. По данным прессы, у певца произошёл инсульт, и он подключён к аппарату искусственной вентиляции лёгких. Госпитализирован Хиль был ещё 8 апреля. В 1.35 4 июня 2012 года Эдуард Анатольевич умер в НИИ им. Поленова в Санкт-Петербурге. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.