Дина Верни́ (урождённая Дина Яковлевна Айбиндер, фр. Dina Vierny (Aibinder); 25 января 1919, Кишинёв, Бессарабия — 20 января 2009, Париж) — французская натурщица и галеристка, искусствовед, муза скульптора Аристида Майоля. Кавалер ордена Почётного легиона (1991).
Дина Айбиндер родилась в музыкальной еврейской семье в Кишинёве (в ту пору в составе аннексированной Румынией Бессарабии). Её отец, Яков Айбиндер (9 декабря 1889, Кишинёв, Бессарабская губерния — 12 декабря 1943, концлагерь Освенцим, Польша) был пианистом, мать — музыкантом, тётя — оперной певицей.
В 1925 году семья покинула Румынию и поселилась в Париже, где её отец устроился аккомпаниатором сеансов немого кино. Там, когда ей было 15 лет, друг её отца архитектор Жан-Клод Дондел познакомил её со знаменитым скульптором, тогда уже непререкаемым и престарелым классиком 73-х лет Аристидом Майолем и Верни стала его излюбленной моделью. Он представлял её в виде разнообразных ню в бронзе, мраморе и прочих материалах (композиции «Река», «Воздух», «Гармония» и множество других) и благодаря этому творческому содружеству вновь начал рисовать. Верни позировала также Матиссу, Боннару и Дюфи, главным образом во время каникул от учёбы в Сорбонском университете. Была знакома с Бретоном, Дюшаном, С. Поляковым, С. Шаршуном; снималась в кино вместе с Жаном-Луи Барро и Бернаром Блие. В 1938 году вышла замуж за начинающего кинооператора Сашу Верни.
В годы Второй мировой войны Дина Верни принимала участие в движении Сопротивления — сначала в Париже, затем (с конца 1939 года) в Банюле — в имении Майоля, который укрывал её во время оккупации. В тайне от Майоля Верни осуществляла переправку беженцев через Пиренеи в Испанию, сотрудничая с марсельской подпольной группой американского журналиста Вариана Фрая, была арестована французской полицией и освобождена при вмешательстве Майоля, который направил её в Ниццу к Анри Матиссу. Однако вскоре она нелегально отправилась в Париж, где в 1943 году была вновь арестована, на этот раз Гестапо, и освобождена после 6 месяцев тюремного заключения после обращения Майоля к Арно Брекеру и ходатайства последнего. Отец Верни был депортирован и погиб в Освенциме.
27 сентября 1944 годa Майоль погиб в автокатастрофе, всё свое состояние и все свои коллекции он завещал ей. С этого момента Дина Верни становится галеристкой в Париже, одной из самых успешных. С 1947 годa ей принадлежит галерея на ул. Жакоб в VI округе Парижа. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля — «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, тот же VI округ), который, кроме работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается исключительно высоким уровнем выставок. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры).
Дина Верни — соавтор многочисленных альбомов и каталогов современных художников, в том числе Франсуазы Жило, Сержа Полякова, Эрика Булатова, Андре Бошана, Жюля Паскина и Аристида Майоля. Изображения Дины Верни есть в Большой советской энциклопедии 1973 года издания в статье «Майоль», ей отведена целая фотовкладка. Документальный фильм о ней сняла Ольга Свиблова (1995).
Дина Верни известна также как коллекционер антикварных кукол. У неё была обширная коллекция кукольной миниатюры, аксессуаров, кукольных домов, комнат, карет и повозок, а также редких кукол производства Франции и Германии конца XIX — начала XX века. Её коллекция признана одной из лучших в мире прежде всего по своему художественному уровню. Верни во многом способствовала тому, что кукольная миниатюра стала рассматриваться в качестве настоящего произведения искусства и экспонироваться в серьёзных музеях. В 1995 году часть её коллекции была продана на аукционе Сотбис.
Дина Верни также известна как исполнительница блатных и лагерных песен на русском языке (альбом «Блатные песни» впервые вышел в 1975 году и переиздавался на компакт-диске).
Тогда как родители Верни придерживались социал-демократических взглядов, она сама была сторонницей троцкизма.
Её сын Бертран Лоркен (Bertrand Lorquin) — искусствовед, автор и соавтор (вместе с матерью) каталогов Майоля и ряда других художников. Другой сын — Оливье Лоркен (Olivier Lorquin, род. 1949) — литератор, директор фонда Верни.
После посещения Советского Союза в 1959 году, Верни начала коллекционировать работы неофициальных советских художников. В галерее Верни состоялись выставки И. Кабакова, Э. Булатова, В. Янкилевского, М. Шемякина, Л.Мастерковой. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
Дина Верни (Dina Vierny) (January 25, 1919 — January 20, 2009) was an art dealer, collector and museum director and former artists' model.
Vierny was born into a Jewish family Aibinder in Kishinev, Bessarabia (now Chisinau, Moldova). At fifteen years of age, she became a model and "muse" to the 73-year-old sculptor Aristide Maillol. He claimed that she looked like one of his works "come alive", and that it was her body that he had been sculpting all along. She was Maillol's source of inspiration for the last ten years of his life. Both Henri Matisse and Pierre Bonnard, artists to whom Maillol sent Vierny, attribute to the model a renewed inspiration for painting and sculpture. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.