Неофициальные данные, полученные от некогда подпольных рок-менеджеров, свидетельствуют, что в конце 70-х на самодеятельной сцене по числу поклонников 3-е место занимала группа «ВИКТОРИЯ» (2,5 тыс. фанов), после «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» (5 тыс. чел.) и «ВИСОКОСНОГО ЛЕТА» (3,5 тыс. чел.). «ВИКТОРИЯ» создана на основе ансамбля «ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО», игравшего хард-рок собственного сочинения (солист — Андрей Давидян). До этого момента судьба несколько раз сводила музыкантов, образовавших ядро новой группы. Осенью 1974 любители столичного рока могли присутствовать на нескольких скромных концертах группы в составе: Тимур Мардалейшвили (бас), Валерий Шморгунов (гитара, вокал — оба ранее в «ИСКАТЕЛЯХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ»), Александр Воронов (клавишные, вокал), Валерий Ефремов (ударные, иногда его подменял Александр Данилович).
Тимур Мардалейшвили, хладнокровие и рассудительность которого могли бы войти в поговорку, известный как бас-гитарист, спустя полтора года напряженного труда достигает высочайшего уровня лидер-гитариста. Александр Воронов играл в студенческой группе «ЛАБИРИНТ», а с 1974 по 1976 год в «МОЗАИКЕ», состав: Ярослав Кеслер - бас-гитара (автор первого русского перевода либретто рок-оперы "Иисус Христос Суперзвезда"), Юрий Чепыжев - клавишные, Александр Воронов - клавишные (он заменил Ованес Мелик Пашаевая), Валерий Шморгунов - гитара, Александр Жестырев - ударные. В ансамбле все было поставлено на суперпрофессиональную основу: играли по партитурам, пели на 6 голосов.
Именно Тимур и Александр взялись за создание «ВИКТОРИИ» в составе; Тимур Мардалейшвили (гитара), Андрей Давидян (вокал), Александр Воронов (клавишные, во кал), Александр Сидельковский (бас), Юрий Титов (ударные). Группа собралась на первую репетицию 7 февраля 1977 года, а уже к лету программа из музыки, написанной Мардалейшвили и Вороновым, была готова. Фаны считали, что «ВИКТОРИЯ» играет арт-рок, Воронов называл это техно-роком, исходя из технической упакованности группы. Как бы там ни было, из викторианского тумана нет-нет да выглядывало лицо «YES», хотя особого единства музыкальных привязанностей у музыкантов «ВИКТОРИИ» не было.
Одной из отличительных черт «ВИКТОРИИ» было то, что она первой из отечественных групп использовала синтезатор. Он был разработан и сконструирован Александром Вороновым в 1975-1977 годах. При его разработке Александр руководствовался всего лишь тембром звучания всемирно известного синтезатора Minimoog, знакомого всем по записям таких легендарных групп, как «EMERSON, LAKE & PALMER», «YES», «URIAH HEEP» и сольным работам клавишника Рика Уэйкмана. Схем синтезатора никто не видел, и их пришлось разработать «с нуля». Надо сказать, что некоторые инженеры пытались делать синтезаторы, однако не могли создать хорошую действующую модель, так как сами не были музыкантами. Александр имел образования физика (физ-фак МГУ) и музыканта (музыкальная школа) и со своих 12-ти лет мечтал сконструировать электроорган. Эта мечта воплотилась в создание синтезатора двенадцатью годами позже. Таким образом, он был первым в отечественной истории, кто не только создал такой инструмент, но и тем, кто играл на нем на сцене. Следует отметить, что синтезатор в 70-ые годы еще никто не использовал, так как фирменный инструмент стоил не одну тысячу долларов и никто не решался приобрести его, так как по цене это было эквивалентно двум-трем новым «Жигулям». Благодаря применению такого уникального в то время музыкального средства «ВИКТОРИЯ» имела в арсенале неповторимую музыкальную палитру и была вне конкуренции среди всех известных групп 70-ых.
В июне 1977 вместо Сидельковского на бас-гитарную вахту заступает Юрий Иванов (ранее играл — в группах «БЕЗБОЖНИКИ», «ГЛОРИЯ», «АДАМ», «СКОМОРОХИ»). Имея опыт работы в рок-ансамблях и с менеджерами, Иванов выводит практически готовый, но не смелый состав в люди, привнося в «ВИКТОРИЮ» изящество, недостающий артистизм, и, наконец, вывозит засидевшихся в столице музыкантов в Ленинград.
Однако долго задерживаться в арт-роке Иванов не стал, и вместо него в апреле 1978 появляются братья Павел и Александр Смеян. Первый пел и играл на саксофоне, второй — бас-гитарист. Вновь прибывшие вместе с Титовым пытаются направить «ВИКТОРИЮ» в русло джаз-рока. Во внешне стабильном организме начинается брожение — Тимур, не говоря никому ни слова, репетирует с «АРАКС», Воронов продолжает бороться за арт-рок, хотя борец из него получается неважный. Недостаточно профессиональный, но искренний вокал Давидяна положение спасти не может. Арт-рок не получает широкого признания у аудитории слушателей, хотя многие интеллектуалы, сидя дома, отдают предпочтение группам «YES» и «GENESIS». Музыка, зовущая к внутреннему созерцанию, погружению, к путешествию в лабиринтах философии и религии, не находит отклика у чересчур конкретно мыслящей публики. Были у «ВИКТОРИИ» и собственные недостатки, ускорившие ее увядание. Главный из них — отсутствие так называемого эмоционального крючка — и тормозил "раскачку" аудитории. Последний концерт был дан в начале ноябре 1978 года. Воронов уходит в «МАШИНУ ВРЕМЕНИ», Мардалейшвили окончательно обосновывается в «АРАКС».
Однако осенью 1979 музыканты собираются вновь. На гитаре играет Сергей Березкин, на бас-гитаре — возвратившийся Александр Сидельковский, на ударных — Михаил Тюфлин. Реставрируются старые песни, сочиняются новые, но начатый было новый виток заканчивается по-старому: Давидян настаивает на замене Тюфлина все тем же Титовым, а Титов меняет Сидельковского на Смеяна. Очередной заход в сторону джаз-рока вынуждает окончательно уйти из состава Воронова. Переключившись на фанки-соул, «ВИКТОРИЯ» держится до 1980 и распадается.
После расформирования «АРАКС» Тимур Мардалейшвили долгое время не играл ни в одном из составов, его затянувшуюся медитацию можно расценивать как огромный минус для отечественной рок-музыки. В настоящее время он выступает в концертном составе «АРАКС». Александр Воронов продолжает дело своей жизни — играет арт-рок в группе «ПРОГРЕСС»» и работает над сольными проектами, создает фонотеку тембров различных синтезаторов. На своей основной работе (Институт Новых Технологий) он является ведущим специалистам по видео, звуковому и световому оборудованию. Юрий Титов работал в «РОК-АТЕЛЬЕ» и других менее известных проектах. На несколько лет оставил музыку, сейчас снова в музыке, работает в группе «СТАРАЯ ГВАРДИЯ». Андрей Давидян, взяв для подпевок темнокожих певиц, пел в соул-манере в группе «АЛЬТЕРЭГО», в настоящий момент у него своя группа «SOUND CAKE». Павел Смеян, после трагической смерти брата Александра, работал в группе Театра имени Ленинского комсомола «РОК-АТЕЛЬЕ». В настоящее время работает над музыкальным проектом «СЛОВО И ДЕЛО». Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.