Афонина Татьяна фотограф Москва

Хотите запечатлеть незабываемые моменты? Доверьте свои фотографии профессионалу! Услуги талантливого фотографа - гарантия качественных снимков и восхитительных портретов.

Посмотреть портфолио

Тексты песен Professor Green

Professor Green - Read All About It (feat. Emeli Sande)
1 месяц назад 284,00 (не задано)
Professor Green - Are You Getting Enough?
24 дня назад 223,00 (не задано)
Professor Green - Not Your Man
9 дня назад 212,00 (не задано)
Professor Green - Astronaut
9 дня назад 199,00 (не задано)

Информация о артисте

Стивен Пол Мандерсон (родился 27 ноября 1983, Ист-Лондон, Англия), более известный под своим сценическим псевдонимом Professor Green или Bewbush Kid - английский рэппер, подписанный до 12 февраля 2008 г. на лейбл The Beats, основанный Майком Скиннером и Тедом Мэйхемом. Начал занятия рэпом в 18 лет и выпустил свой первый микстейп "Lecture#1" в 2006 г. В июле 2008 года завоевал первое место и £ 50000 в рэп-турнире JumpOff MySpace. В 2009 Professor Green выступал с Lily Allen в её концертном туре. Затем подписал контракт с Virgin Records и выпустил на лейбле свой первый хит-сингл "I Need You Tonight". В июле 2010 г. вышел дебютный альбом "Alive Till I'm Dead", получивший "золотой" статус в Великобритании.

Биография
Есть те, которые читают рэп, а есть те, которые читают его хорошо. Есть те, кто раздвигают рамки хип-хоп культуры, становясь настоящими, коммерчески успешными поп-звездами – такими как Kanye, Jay-Z, Eminem. Но было бы неправильно сравнить Профессора Грина (Professor Green) с кем-либо из вышеперечисленных – он до мозга костей британец, неподражаемый, и если и есть кто-то, с кем его можно было бы сравнить – это Лили Аллен. Благодаря едким комментариям о поп-культуре в текстах своих песен, благодаря острому чувству юмора и честности, так редко сейчас встречающимся в рэпе, Профессор Грин уже стал одним из самых ярких открытий 2010 года. В ситуации, когда чарты переполнены треками с рэп-куплетами, поп-музыка готова принять и полюбить артиста, который делает нечто большее, чем просто хорошо читает рэп. Профессор Грин при этом совершенно уникален. Он веселый, открытый и знает тысячи историй, он рэпер с сильной личностью, честный и без лишних заморочек.

Его внешний вид внушает уважение – его шея, руки и торс покрыты татуировками, а на шее красуется большой шрам. «Я белый из Хакни, и скоро у меня будет еще больше татуировок. Если бы не было Vanilla Ice, то им мог бы стать я», - ухмыляется Грин. Он, конечно же, шутит, что не удивительно при том количестве едкой самоиронии в музыке лондонского MC. Сингл "I Need You Tonight" с сэмплом из одноименной композиции группы INXS 1987 года стал «самой горячей записью в мире» на февральском радио-шоу Зейна на BBC, не за горами релиз второго сингла "Just Be Good To Green" c сэмплом S.O.S. Band образца 1983 года. Эта песня уже исполнялась перед сотнями тысяч фанатов, а «гостьей» этой записи стала никто иная как сама Лили Аллен. «Мы как-то общались на фейсбуке, и я упомянул эту песню, которая оказалась одной из самых ее любимых. И Лили спросила, может ли она спеть припев? Ну, я сказал, раз ты так хочешь…» - вспоминает Грин. Помимо своего участия в записи, Лили пригласила Профессора Грина принять участие в своем турне по Англии, Европе и Австралии, где они вдвоем исполняли эту песню. «Я очень ей благодарен за то, что она для меня сделала, - продолжает Грин, - Она действительно помогла мне превратить не очень удачный год в хороший. Она очень честная и прямолинейная, говорит только то, что думает, с ней не нужно притворяться. Это был самый лучший тур в моей жизни», - говорит фанат Jay-Z, Lamb и Portishead, прежде чем вспоминает о морской прогулке на яхте в Сиднее с группой Muse. Его мелодичные рифмы и внешний вид не единственное, что делает Грина таким индивидуальным. Он уже прожил насыщенную жизнь в свои 26 лет – от победы в рэп-битвах и подписания контракта с Майком Скиннером до ножевого ранения в шею и совместной работы с Лили Аллен всего два месяца спустя, жизнь, насыщенную необычайно яркими красками для рэпера из Хакни, родившегося в 1983 году.

Вскоре после рождения маленького Стивена (настоящее имя Грина), его 16-летняя мать и 18-летний отец разошлись. Воспитанный своей бабушкой в Хакни, еще юный Стивен уже с детства был не понаслышке знаком с жизнью улицы. «Нам некогда было скучать, мы знали всех полицейских по имени», - с ухмылкой вспоминает Грин. Будучи ярким ребенком, он получил предложение обучаться в престижном колледже St.Paul, но, последовав за своими друзьями, поступил в школу в Тоттенхеме. Несмотря на то, что учеба давалась ему легко, он не смог остаться в стороне от неприятностей, несколько раз менял школы, пока, наконец, не бросил учебу совсем. «Я был умным парнем и обладал всеми возможностями хорошо учиться, но учеба меня совсем не интересовала. Мне было просто скучно. Многое из этого связано с моим отцом, я хотел ему подражать, а он то появлялся, то исчезал из моей жизни. Я был чувствительным ребенком, и все это сказывалось на мне. Вместо »железной руки" дома я был предоставлен сам себе". Грин не виделся со своим отцом, который внезапно умер в 2007 году, шесть лет. «Наверное, было бы лучше, если бы мы могли встретиться и поговорить, но ничего уже не поделаешь». Для подростка из восточного Лондона, у которого не было отца, попасть в неприятности было обычным делом.

Но Грин сам зарабатывал деньги, работая дизайнером шрифтов в одной компании. Это произошло однажды во время обеденного перерыва, когда он увидел флайер фристайл-рэп вечеринки Lyric Pad, проводившейся в кэмденском Oh! Bar. Несмотря на то, что опыта читки у него было не так много, Грин принял участие в битве, в которой по условиям должны соревноваться два MC, придумывая рифмы на ходу. «У меня не было опыта, но я принял участие и выиграл», - пожимает плечами Грин. Через месяц, когда он снова принял участие и победил, он был замечен скаутом знаменитой лондонской вечеринки Jump Off. Он вихрем ворвался в установившийся порядок, побеждая каждую неделю, пока не стал признанным чемпионом, который победил 7 раз подряд. Благодаря быстрой реакции, умным метафорам и отличным рифмам Грин стал не только любимцем публики и судей, но и привлек внимание Майка Скиннера. Лидер группы The Streets, увидев выступления Грина на чемпионате в Брикстоне, пригласив его с собой в тур. Он также подарил ему бит для песни Stereotypical Man, которая стала настоящим андерграунд-хитом в Великобритании, проведя несколько недель в чарте Channel U. Его первый микстейп Lecture No.1, в который вошел другой хит инди-сцены Upper Clapton Dance, сделал Профессора Грина звездой британской хип-хоп тусовки.

Одновременно с этим Грин выиграл главный приз Jump Off – участие в Fight Klub, мировом чемпионате, проводимом на Багамах. К сожалению, полицейская облава в его доме привела к аресту по подозрению в распространении наркотиков. Но за несколько дней до отправления на Багамы с него были сняты обвинения, и он был выпущен на свободу. Именно тогда он понял, что пора менять свою жизнь. «Я мог бы потерять все, но, к счастью, так не случилось. И это был конец »той" части моей жизни".

Заняв второе место (уступив чемпиону мира Jin), Грин вернулся домой, и вскоре у него появился новый повод отпраздновать победу. Ему был предложен контракт с лейблом Майка Скиннера The Beats, а также эфирное время на лайв-шоу In New DJs We Trust на BBC Radio 1. Несмотря на то, что лейбл прекратил свое существование в 2007 году, так и не выпустив релиз Грина, они остались с Майком друзьями. Майк Скиннер спродюсировал трек Crying Game для его нового альбома. «Первое время трудно было смириться с трудностями, но со временем выяснилось, что все к лучшему», - вспоминает Грин. «Я поработал над своими способностями, и сейчас я больше готов, как артист». В 2008 году Грин записал The Green EP, и стал искать способы вернуться в «большую» музыку, даже если он не сможет быть полностью независимым.

Перед тем, как посвятить себя продвижению EP, Грин был жестоко атакован в случайной драке в одном из ночных клубов Лондона. Несмотря на то, что он не может говорить на эту тему по юридическим причинам, известно, что Грин был ранен в шею осколком бутылки в мае 2009 года. Хватаясь за шею и пытаясь уйти от нападавшего, Грин вышел на улицу, где люди стали снимать его на свои мобильные телефоны. Опасаясь за свою жизнь, он попытался успокоиться и стал ждать скорую: «Я позвонил своей бабушке и своей маме и рассказал, что произошло. Я старался не нервничать, но все равно думал, что песенка моя спета». Не повредив артерию, Грин выжил. Назовите это чудом, но удар пришелся ровно на татуировку с надписью «Счастливчик».

Время залечивания ран стало временем переосмысления жизни. Грин признается, что многое изменилось: «Мне стало сложнее расслабиться, когда я куда-то выхожу, я стал более настороженным. Но необходимо фокусироваться на положительной стороне, ведь произошедшее может тебя похоронить, а может сделать сильнее». Закрывшись в студии, он записал сразу несколько новых песен, включая уже известную I Need You Tonight и новый сингл Just Be Good To Green. Примерно в то же время Лили присоединилась к треку, а Грин заключил свой первый контракт с мейджором Virgin и получил возможность закончить свой дебютный альбом Alive 'Till I’m Dead. «Мне нравится, когда из тьмы появляется свет. Не важно, насколько все было плохо, но даже к этому можно отнестись с юмором», - говорит он о своей пластинке. «Мое чувство юмора очень британское, хотя по части рэпа на меня больше всего повлиял Biggie Smalls. Несмотря на то, что он делает очень темную музыку, в ней всегда есть элемент юмора».

Над продакшеном альбома работало множество музыкантов, некоторые из них появились в качестве вокалистов на пластинке – Майк Скиннер, Лили Аллен, Labyrinth, Naughty Boy, Thunder Catz, а также давний друг Грина Cores. Hypochondriac высмеивает страсть Грина к посещению докторов, Where Do We Go показывает ранимую сторону артиста, а густой бас, резкие клавиши и грязные гитары на Oh My God будто специально созданы для больших фестивалей. «Ни один из треков я не делал специально под радио», - признается Грин. «Есть все-таки разница между поп-музыкой и »жвачкой". Так вот время «жвачки» уже ушло. Я думаю, что люди хотят видеть в музыке смысл. Они хотят слушать песни о том, что происходит в их жизни".

Это была трудная дорога, но, похоже, жизнь у Грина налаживается: не за горами релиз его дебютного альбома. «Я очень жду, когда, наконец, мой альбом смогут услышать все; его появление заняло много времени. Как и у меня самого, у моего альбома много скрытых сторон, и я надеюсь, что людям он понравится. В этой игре ты должен быть полностью вовлечен. Нельзя заниматься этим спустя рукава. Я оставил в прошлом все, что меня отвлекало, и теперь я полностью сфокусировался только на моей музыке», - говорит Профессор Грин.

Дискография:
Альбомы:
2006 - Lecture
2010 - Alive Till I'm Dead
2011 -

EP:
2006 - The Green EP
2006 - Lecture #1

Синглы:
2006 - Hard Night Out
2006 - Before I Die
2010 - I Need You Tonight (feat. Ed Drewett)
2010 - Just Be Good To Green (feat. Lily Allen)
2011 - Jungle (feat. Maverick Sabre) Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
Professor Green AKA Stephen Manderson is an English rapper from Hackney, East London, currently signed to Virgin Records, after Mike Skinner's The Beats label closed, and ended a run of his own radio shows on BBC Radio 1.

He was signed to The Beats, a record label run by Mike Skinner and Ted Mayhem from 2006 until 12 February 2008, when the label terminated. He rose to success upon winning the inaugural JumpOff MySpace £50,000 battle rap tournament in July 2008. Following this in 2009, Manderson worked with Lily Allen on her 2009 concert tour.

Growing up on the Northwold estate in Upper Clapton, Green's familial situation saw him being raised by his grandmother while he traded up school attendance for just hanging on the estate, like kids do. The Read All About It Songfacts reports that he had a turbulent relationship with his father, who was rarely around during Manderson's childhood and committed suicide in 2008. In his hit single, Read All About It, Green responds to accusations made by his stepmother that his debut album, Alive Till I'm Dead, was "cashing-in" on his death.

While the usual nefarious stories of low budget living played a part in his life, Green's formative years were also characterised by fun: skating was big on the estate, etc. He also had an early inkling that the art of verbal sparring would somehow play a part in his life, confessing how, he always wanted to be a barrister or a lawyer. "I like debates and I've always been argumentative, I think that's helped me in battles a lot."

However, while becoming obsessed with hip-hop at the age of nine "Biggie [[artist]The Notorious B.I.G.] is my greatest hip-hop influence", Green only switched up from passive fan to active participant at a relatively late stage. After turning 18 years old, he coined his first rhyme completely off-the-cuff when put on the spot at an impromptu freestyle jam session round a friends house. Passing the test with aplomb and impressing his music making peers, the underground rap battle scene suddenly opened up before him.

After seeing a poster advertising a rap battle at the Lyric Pad night in London, Green turned up and won. From that he graduated to competing at the prestigious Jump Off events, performing at venues like The Scala and Sound in Leicester Square, and becoming the first ever contestant to win six straight weekly finals in a row. While his seventh showdown ended in defeat, he returned undeterred, put together a second run of consecutive victories and became the first string seven wins together. Throw in a further series of seven straight wins and a dalliance with pay battles, and Green became a man to fear on the battle circuit.

Cue a change of scene and a flight to the exotic climes of the Bahamas to spar for $50,000.

Entering the Power Summit battle against America's finest freestyle icons (think 8 Mile but with no holds barred), the crowd may have first viewed Green as this white English kid who's not going to do anything, but his gift of gab and ability to coin scathing punchlines saw him through to the final where he faced Jin, a member of DMXs much amped Ruff Ryders camp. The judges decided in Jin's favour, although with the Ruff Ryder man having been given a bye to the final and Green having already been through seven prior knockout bouts (including taking out representatives from Eminem's Shady Records camp), by his own admission it was "more a case of me losing it as opposed to Jin winning it."

Still, with a crowd featuring US big rap guns like Busta Rhymes and Saigon, Green made a name for himself and in September went off to Hawaii to compete in the battle again.

A performance at the B-Boy Championships last summer ultimately paid greater dividends and opened him up to a new audience in Mike Skinner of The Streets fame.

"Mike approached me after the B-Boy Championships and wanted to bring me on tour with The Streets" he recalls. I ended up doing an opening battle on the tour and we formed a great relationship from that. At first it wasn't about me looking for a record deal though it was more a case of us deciding to lay down some tracks and seeing where it went.

At the end of April 2006 he signed on the dotted line to release his debut album on Skinner's The Beats label. And while UK hip-hop's profile is certainly in the ascendancy thanks to acts like Skinnyman, Sway and Kano, Green has his eyes on breaking out beyond the usual urban tag affixed to British rappers.

Name-checking Portishead, Radiohead, Tracy Chapman and Suzanne Vega as song-writing influences, Green is well aware of the importance of adapting his lyrics from the immediacy of the live battle circuit to cater to the depth of the album format.

"The thing with hip-hop is if you take a lot of rap songs outside of rap then they aren't great songs, whereas with something like country if you take them outside of the genre then the song-writing skills are still incredible, he rationalises. And I'd like to take those skills into rap."

So while never completely leaving behind the entertaining punchlines that have characterised his battle persona, the album will take in everything from songs about his estranged parents to wish lists of things to do before he passes away and the plight of the average stereotypical man in the eyes of the average stereotypical female (see Stereotypical Man, complete with the catchphrase "'Til my breathings done I'll be reading page three of The Sun").

As Green concludes of his new goals "I wouldn't be happy to sell just 30,000 copies of my album. I don't think that there's anything wrong with aiming above that, giving people an album they can relate to, and wanting to be successful."
Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.