«Главный тон, главный звук этой музыки — это ностальгия о чём-то. Даже когда эта музыка рождалась, в том числе в те годы, когда Микаэл Таривердиев вошел в профессиональное искусство, эта музыка была как бы несовременной, хотя он считался самым современным композитором. Но и тогда его мелодии, его напевы были ностальгией по чему-то. По чему-то идеальному». Сергей Соловьёв
Микаэл Леонович Таривердиев (15 августа 1931, Тбилиси — 24 июня 1996, Сочи) — выдающийся российский композитор армянского происхождения, народный артист России, автор музыки к фильмам. Учился в музыкальной школе-десятилетке при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, в музыкальном училище Тбилиси по классу композиции профессора Ш. Мшевелидзе.
1953 — поступил в «Гнесинку».
1957 — закончил московский Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (класс композиции А. И. Хачатуряна), а дебютировал композитор в Большом зале Московской консерватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.
1958 — дебют в кинематографе, фильм Юность наших отцов.
1977 — лауреат Государственной премии СССР за музыку к фильму Ирония судьбы, или С лёгким паром!. Лауреат премии Ленинского комсомола.
1986 — народный артист РСФСР.
Написал музыку к фильмам Семнадцать мгновений весны, «Мой младший брат», «Король-Олень», «Человек идёт за солнцем», «До свидания, мальчики!», «Старомодная комедия», «Любить», и ещё к 132 фильмам, более 100 романсов, инструментальные концерты.
Автор 4 опер, в том числе «Кто ты» (для театра Б.Покровского, 1966), «Граф Калиостро» 1983, «Ожидание» 1985, 4 балетов (балет «Девушка и смерть» (по М. Горькому, 1975), музыки для органа — три концерта для органа, 10 хоралов «Подражание старым мастерам», симфония для органа «Чернобыль» (1988), фортепианного трио, цикла пьес для фортепиано «Настроения», вокальные циклы на стихи Л. Н. Мартынова, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, М. И. Цветаевой и многое другое.
Трижды лауреат премии «Ника» («Загадка Эндхауза», «Русский регтайм», «Летние люди»), лауреат премии Американской академии музыки за сюиту из к/ф «Ольга Сергеевна».
Имя Микаэла Таривердиева носит единственный в России международный конкурс органистов, который с 1999 г. проводится каждые два года в Калининграде.
В 1997 году вышла книга композитора «Я просто живу».
Умер в сочинском санатории «Актёр», похоронен на армянском кладбище г. Москва.
Режиссёр Камерного театра Борис Покровский как-то сказал о Таривердиеве: «Он композитор современный. Но он ещё композитор и прошлого, и настоящего, и будущего. Иногда он обращает нас якобы в старину, иногда, напротив, кидает нас намного вперёд обычной жизни, но каждый раз он проникает к нам в душу, в сердце. У него особого рода современность. Это эмоциональный и глубоко прочувствованный мир, и человек в мире, мире, который концентрируется в человеческих чувствах.
Кажется, Шопенгауэр сказал, что из всех искусств именно музыка не только объясняет объект, она показывает интим этого объекта. Вот Микаэл Таривердиев — композитор интимный в самом высоком, самом глубоком для каждого из нас смысле слова». Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
Mikael Tariverdiev (Микаэл Таривердиев) was a Soviet composer best known as the author of more than 130 soundtracks, including the scores of such notable USSR films as "Seventeen Moments of Spring", "The Irony of Fate".
Many professional musicians describe his music as very distinct and instantly recognizable. Tariverdiev often, but not always, employed a very academic approach in his compositions, which was well suited for his scores for cinema, the theater, and opera; however, he also composed many songs in the "romance" genre, usually also for films. Original arrangements featuring prominent vocals are usual in Tariverdiev's work. The composer's work evolved notably over the years. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.