Афонина Татьяна фотограф Москва

Хотите запечатлеть незабываемые моменты? Доверьте свои фотографии профессионалу! Услуги талантливого фотографа - гарантия качественных снимков и восхитительных портретов.

Посмотреть портфолио

Тексты песен Pogues

Pogues - 5 Green Queens And Jean
18 дня назад 326,00 (не задано)
Pogues - A Pair Of Brown Eyes
11 дня назад 276,00 (не задано)
Pogues - A Rainy Night In Soho
1 месяц назад 264,00 (не задано)
Pogues - Amadie
21 дня назад 369,00 (не задано)
Pogues - And The Band Played Waltzing Matilda
27 дня назад 265,00 (не задано)
Pogues - Anniversary
21 дня назад 250,00 (не задано)
Pogues - Big City
1 день назад 354,00 (не задано)
Pogues - Billy`s Bones
14 дня назад 279,00 (не задано)
Pogues - Blue Heaven
19 дня назад 324,00 (не задано)
Pogues - Boat Train
4 дня назад 279,00 (не задано)
Pogues - Bottle Of Smoke
1 месяц назад 243,00 (не задано)
Pogues - Boys From The County Hell
30 дня назад 251,00 (не задано)
Pogues - Bright Lights
1 месяц назад 315,00 (не задано)
Pogues - Cotton Fields
2 дня назад 259,00 (не задано)
Pogues - Dark Streets Of London
1 месяц назад 227,00 (не задано)

Информация о артисте

Загнать лондонскую команду Pogues в жесткие классификационные рамки до сих пор никому не удавалось. Какие бы ярлыки на них ни вешали, любой сидел как-то криво. Один из лейблов для юбилейного переиздания Pogues назвал группу "гибридом между Sex Pistols и The Chieftains". Тоже не идеальный вариант, но лучше, чем ничего. Вся сложность в том, что Pogues занимали в музыке середины 80-х крайне радикальную позицию. Мало кто рисковал так решительно прививать бунтарский дух панка традиционной ирландской фолк-музыке.

Ответственность за появление Pogues на свет (как, впрочем, и за закат команды) несет лид-вокалист Шейн МакГован (Shane MacGowan). Его далекий от классических традиций вокал, нарочито просторечный диалект и выговор неблагополучных районов Лондона, населенных экономическими беженцами из Ирландии и их потомками, хоть и были по-своему эффектны, не очень способствовали полному взаимопониманию между ним и слушателями. Затемнялись от этого и довольно ясные тексты его песен. Будучи группой весьма политизированной и искренне отстаивая интересы рабочего класса, Pogues облекали свои благородные реплики в слишком лихую и сильно отдающую панком форму, отчего они приобретали безоговорочно радикальный вид. Стилистические крайности уживались в творчестве Pоgues c довольно сомнительным юмором, а в судьбе Шейна МакГована - с мрачной романтикой, излишествами и потаканием своим слабостям. Крайности в творчестве и в реальной жизни - разные вещи. И кончаются по-разному. Для Pogues они закончились преждевременным выходом в тираж.

В начале 80-х, когда лондонский панк ирландских корней Шейн МакГован под впечатлением от выступлений The Clash решил собрать свою команду, впереди у него было большое будущее. Иначе и быть не могло. В 1982 году он распрощался с панк-бандой Nipple Erectors, вскоре сменившими название на Nips. И оказался на распутье. Выход нашелся, когда он познакомился со Спайдером Стейси (Spider Stacy), который играл на свистульке на одной из станций лондонской подземки. За третьим участником дело не стало - к ним охотно присоединился бывший гитарист Nips Джим Фирнли (Jim Fearnley). Подходящее название тоже нашлось: Pogue Mahone - английская транскрипция ирландской фразы, в переводе означающей "поцелуй меня в задницу". По мере того как расширялся репертуар группы, начинавшей с традиционного ирландского фольклора, разрастался и сам коллектив. День за днем выступая в лондонских пабах, а то и на улицах, Pogue Mahone обзаводились новыми лицами. Один за другим появились Джереми Файнер (Jeremy Finer; банджо, гитара), Эндрю Дэвид Ранкен (Andrew David Ranken; барабаны), Кейт O'Риордан (Сait O'Riordan; бас-гитара).

Таким многочисленным составом они разучивали и исполняли песни МакГована, именуемые то кельтским роком, то британским фольком, то просто альтернативным поп-роком. На словах это звучит не очень впечатляюще, а вживую выглядело эффектней некуда. Выходя на сцену вшестером, частенько уже взбодрившись алкоголем, Pogue Mahone вызывали такое кипение страстей в зале, что всего лишь за год выступлений снискали славу одной из самых необузданных, заводных групп Лондона. В начале 1984 года, укоротив название до Pogues, команда выпустила на независимом лейбле дебютный сингл "Dark Streets of London", а летом уже ездила по Великобритании, разогревая публику перед выступлениями своих любимых Clash.

Нескольких месяцев хватило, чтобы привлечь внимание лейбла Stiff Records и записать дебютный альбом "Red Roses for Me". Если до сих пор отношение к Pogues было двояким, то теперь критики с редким единодушием приветствовали новую команду, отличавшуюся бешеной энергией и острым политическим уклоном. МакГован при всей своей молодости уже проявил незаурядный композиторский талант, особенно в блестящих треках "Transmetropolitan" и "Streams of Whiskey". Конечно, запись не была безупречной. Ее основной недостаток - "водянистое" продюсирование, слабо передающее главное достоинство группы - то буквально физическое напряжение, которое отличало их живые шоу.

В начале 1985 года состав команды снова расширился - пришел еще один гитарист Филип Шеврон (Philip Chevron), экс-участник известной группы The Radiators. Pogues тут же занялись следующим лонг-плеем, продюсирование которого доверили Элвису Костелло (Elvis Costello). Как писал Костелло позднее, он видел свою задачу в том, чтобы "ухватить их во всей их неряшливой, взъерошенной славе, прежде чем явится более профессиональный продюсер и все угробит". В случае с Pogues это был единственно верный подход. LP "Rum Sodomy & the Lash" (1985) вызвал не меньшее оживление среди критиков, чем дебют, и привлек гораздо более широкое внимание меломанов. Едва ли не самые громкие лавры достались МакГовану за его тексты и музыку, в которой музыканту удалось сплавить бешеную экспрессию панка с озорством, повествовательностью и социальной остротой ирландской песенной традиции так, как до него это еще никому не удавалось. Достаточно ценителей у пластинки нашлось не только в Европе, но и в Америке, особенно в студенческой среде.

Не перегружая себя изнурительными турами, почти весь 1986 год музыканты отдыхали, записав за это время только одни мини-диск "Poguetry in Motion" и сыграв несколько вещей для провального фильма Алекса Кокса (Alex Cox) "Straight to Hell" - пародии на голливудские боевики, доводящей до абсурда штампы и приемы, принятые в этом жанре. Фильм вышел на экраны в 1987 году. К концу года они недосчитались бас-гитаристки Кейт О'Риордан, которая вышла замуж на Элвиса Костелло и по такому случаю прекратила свою деятельность в Pogues. Заменил ее Дэррил Хант (Darryl Hunt), а чтобы мало не показалось, в состав ввели и восьмого участника - банджоиста Терри Вудса (Terry Woods).

В первые месяца 1988 года октет перешел под опеку компании Island Records и подготовил лонг-плей "If I Should Fall from Grace with God". Спродюсированный Стивом Лилливайтом (Steve Lillywhite, работал с U2), он стал самым известным релизом Pogues, который звучал точнее и жестче, чем предыдущие записи, но сохранял их фирменные яростные подвывания. Тем паровозом, который подталкивал продажи диска, стал знаменитый хит "Fairytale of New York", рождественская песенка, наполненная очень характерным юмором, которая остановилась на второй строке британского хит-парада. Вокальные партии записала для нее известная фолк-исполнительница Кирсти Макколл (Kirsty MacColl), дочь прославленного поэта-песенника Эвана МакКолла (Ewan MacColl).

Казалось бы, музыкантам самое время наслаждаться славой и получать от жизни все удовольствия. Шейн МакГован воспользовался ситуацией на полную катушку, даже с перебором. Алкоголь и наркотики прочно вошли в его жизнь, мало-помалу вытесняя все остальное, включая группу и все с ней связанное. В 1989 году, когда команда готовилась записывать четвертый альбом, положение дел еще не казалось таким уж безнадежным. Впрочем, МакГован уже успел отличиться, когда в конце 88-го года пропустил несколько выступлений на разогреве у Боба Дилана (группа гордилась этим приглашением), а на очень важном шоу из серии Saturday Night Live вел себя на сцене, как сумасшедший. Но на качестве лонг-плея "Peace and Love" (1989) пагубные привычки фронтмена почти не отразились. Очень удачным получился и хит-сингл "Yeah Yeah Yeah Yeah Yeah".

Уже на этапе первоначального накопления материала для диска "Peace and Love" многим участникам Pogues приходилось подменять фронтмена, так что стилистически альбом представлял собой достаточно пестрый коктейль. Здесь был традиционный ирландский фольк, смесь калипсо и кельтской музыки, рокабилли, традиционный рок, заводной поп и даже немножко джаза. Как выяснилось, не одним МакГованом живы Pogues.

Но в 1990 году все полетело в тартарары. Написать необходимое количество новых вещей для альбома "Hell's Ditch" МакГован еще сумел, но основную часть вокальных партий пришлось записывать Спайдеру Стейси и Джереми Файнеру. Самым слабым звеном, как нетрудно догадаться, оставался лид-вокалист. Не смог поправить положение даже бывший вокалист Clash Джо Страммер (Joe Strummer), привлеченный к работе как продюсер, который пытался не сглаживать острые углы, сохраняя все фирменные шероховатости группы. Такого провального релиза в карьере группы еще не было. Да и поправить дела повышенной концертной активностью тоже не удалось: МакГован вел себя абсолютно неадекватно. Промучившись еще некоторое время, в 1991 году музыканты вынуждены были пойти на крайний шаг и предложили фронтмену уйти по-хорошему, на что тот согласился, чувствуя, что близок к потере человеческого облика и всех творческих способностей. Чтобы вернуться к нормальной жизни, ему понадобилось несколько лет. Новый проект Шейна МакГована, который он представил в 1994-м году, назывался Popes.

Тем временем Pogues обратились за помощью к Джо Страммеру, который согласился провести с ними несколько туров в качестве вокалиста. Но когда подоспело время подготовки нового диска, обязанности лид-вокалиста и основного автора окончательно легли на плечи Спайдера Стейси. Хотя альбом 1993 года "Waiting for Herb" получил неплохие оценки в прессе, количество поклонников Pogues к этому времени уже заметно сократилось. Да и поразить воображение слушателей ему, по большому счету, было нечем. После того как новый альбом "Pogue Mahone" (1996) был фактически проигнорирован, музыканты решили не испытывать больше долготерпения публики и тихо распустили команду. Безвременной почившей группе было 14 лет от роду.

Через шесть лет прошлое неожиданно аукнулось еще раз. В 2002 году в продаже появился живой альбом "Streams of Whiskey: Live in Leysin, Switzerland", записанный в Швейцарии в 1991 году и ранее доступный только в виде пиратской копии. То, что группа не имеет к изданию никакого отношения, даже не скрывалось. Тем больше взволновались фаны, с азартом раскупавшие этот документ ушедшей эпохи, "смесь победы и катастрофы, подпорченную проблемами со звуком и подогретую ажиотажем зала".

В 2003-2004 годах были полностью переизданы все альбомы Pogues, прошедшие ремастеринг, а группа в своем классическом составе (то есть вместе с МакГованом) уже в который раз за последние три года объезжала Великобританию с концертами. Поклонники, своим равнодушием к последним релизам ускорившие роспуск группы, как-то вдруг опомнились. На концерт Pogues в лондонском парке Финсбери собралось больше 30 тысяч человек.

И, к слову, еще один забавный факт. Как выяснил крупнейший британский музыкальный журнал "Q", для большинства соотечественников Pogues лучшей рождественской песней до сих пор остается их сингл 1988 года "Fairytale of New York".

Следует отметить крайне неоднозначное отношение к группе со стороны ревнителей и просто любителей традиционной ирландской народной музыки и песни. Практически в одно и то же время раздавались призывы лишить музыкантов звания ирландцев за дискредитацию ирландской нации и культуры, а великие "Дублинцы" (The Dubliners), напротив, всячески поощряли и одобряли деятельность "Погусов", играли с ними совместные выступления и снимали клипы, видя в них ту живую струю, благодаря которой ирландская традиционная музыка не только остается жива, но и приобретает известность и славу во всем мире. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.
The Pogues is a Celtic punk band from London, formed in 1982 and fronted by Shane MacGowan. The band reached international prominence in the 1980s and early 1990s. MacGowan left the band in 1991 due to drinking problems but the band continued first with Joe Strummer and then with Spider Stacy on vocals before breaking up in 1996. The band, including MacGowan, reformed in 2001 and has been playing regularly ever since. While the band has not released an album since 1996, they are credited with inventing Celtic Punk and have had a large influence on the larger Celtic Fusion scene. The band was awarded the life-time achievement award at the annual Meteor Ireland Music Awards in February 2006.

The Pogues were founded in King's Cross, a district in north London, in 1982 as Pogue Mahone - "pogue mahone" being the Anglicisation of the Irish póg mo thóin, meaning "kiss my arse". The band specialised in Irish folk music, often playing with the energy of the punk rock scene from which several of the members had their roots.

Their politically-tinged music was reminiscent of The Clash, with whom they played (Joe Strummer produced one of their albums and even joined the group briefly), and used traditional Irish instruments such as the tin whistle, banjo, cittern, mandolin, accordion, and more. In the later incarnations of the band, after the departure of Shane MacGowan, electronic instruments such as the electric guitar would become more prominent. The first of The Pogues' albums, Red Roses for Me, borrows much from the punk tradition of MacGowan's previous band The Nipple Erectors (later dubbed The Nips).

Band history
Shane MacGowan (vocals), James Fearnley (accordion) and Spider Stacy (tin whistle) were the original members of the Pogues, in the days when they busked on the streets of London. Before the rest of the group formed, MacGowan and Stacy were rumoured to have played impromptu performances on street corners and city buses which attracted local interest to their talent. They later added Jeremy 'Jem' Finer (guitar, banjo), Cait O'Riordan (bass) and Andrew Ranken (drums). The band rapidly developed a reputation, started releasing independent work, and ended up opening for The Clash on tour in 1984. Shortening their name to "The Pogues" due to lack of radio play for the curse in their name, they released their first album Red Roses for Me that October.

Phil Chevron (guitar) joined the group soon after, then with the aid of punk and new wave forefather Elvis Costello they recorded the follow up, Rum Sodomy & the Lash, in 1985 (The album title is a famous comment attributed, probably falsely, to Winston Churchill and others in describing the traditions of the British Royal Navy). The album cover featured The Raft of the Medusa, though the faces on the characters in Géricault's painting have been replaced with those of the band members. While the first album had featured a higher percentage of traditional songs, Shane MacGowan came into his own as a songwriter with this disc, offering up poetic story-telling, such as "The Sick Bed of Cúchulainn" and "The Old Main Drag," as well as definitive interpretations of Ewan MacColl's "Dirty Old Town" and Eric Bogle's "And the Band Played Waltzing Matilda," the latter of which has become more popular than the original recording.

The band failed to take advantage of the momentum created by the strong artistic and commercial success of their second album. They first refused to record another album (offering up the 4 track EP Poguetry in Motion instead); O'Riordan married Costello and left the band, to be replaced by bassist Darryl Hunt; and they added a multi-instrumentalist in Terry Woods, formerly of Steeleye Span. Looming over the band at this period (as throughout their entire career) was the increasingly erratic behaviour of their vocalist, principal songwriter and creative visionary, Shane MacGowan.

Success & breakup
The band remained stable enough to record If I Should Fall from Grace with God in 1988 (with its Christmas hit duet with Kirsty MacColl "Fairytale of New York") and 1989's Peace and Love. The band was at the peak of its commercial success, with both albums making the top 5 in the UK (nos. 3 and 5 respectively), but MacGowan was spiralling out of control. Following their next album, Hell's Ditch, MacGowan and the band parted company in 1991.

With his departure, the band was thrown into a state of flux. Without their singer, vocal duties were for a time handled by Joe Strummer, before Stacy finally took over permanently. Two politely received albums followed, the first of which, Waiting for Herb, contained the band's third and final top twenty single, "Tuesday Morning" which became their best selling single internationally. In 1996, the Pogues disbanded with just three members remaining.

Post breakup
Shane MacGowan founded Shane MacGowan and The Popes in 1994. They recorded two studio albums in the period up to their split in 2002. MacGowan's autobiography, A Drink With Shane MacGowan, co-written with his journalist girlfriend Victoria Mary Clarke, appeared in 2001. During this time the three other long-term members of the Pogues (Spider Stacy, Andrew Ranken and Darryl Hunt) played together briefly as the Vendettas.

Reunion
The band, including MacGowan, re-formed for a Christmas tour in 2001 and performed 9 shows in the UK in December [2004]. In 2002 Q magazine named The Pogues as one of the "50 Bands To See Before You Die". Also in December 2004, VH1 Conducted a poll to find the best Christmas song ever, with "Fairytale of New York" coming number one with 2,650 of the 10,000 votes cast - over 25%. In early 2005, VH1 conducted another poll to find the 100 greatest number ones that never Were, With The Pogues coming in at number 27.

In July 2005, the band - again including MacGowan - played at the annual Guilfest festival in Guildford before flying out to Japan where they played three dates. Japan is the last place they all played together before MacGowan was originally sacked in 1991, and they have a strong following there. They played a date in Spain in early September. The reunited Pogues played dates in the UK with support from the Dropkick Murphys in late 2005, and re-released their 1987 Christmas classic "Fairytale Of New York" on 19th December, which went straight in at #3 in the UK Singles charts on Christmas Day 2005, showing the song's enduring popularity. On December 22nd 2005 the BBC broadcast a live performance (recorded the previous week) on the Jonathan Ross Christmas show with Katie Melua. "Fairytale of New York" was voted the greatest Christmas Record of all time for the second year running in a poll by UK Music Channel VH1, with "Fairytale of New York" taking in a whopping 39% of the overall vote.

The band was awarded the life-time achievement award at the annual Meteor Ireland Music Awards in February 2006.

In March 2011, the Pogues played a six-city/ten-show sell-out US tour titled "A Parting Glass with The Pogues". In August 2012, The Pogues undertook a 30th Anniversary European Tour.

Discography
Albums
Red Roses for Me - 1984, #89 UK
Rum, Sodomy, and the Lash - 1985, #13 UK
Poguetry in Motion (EP) - 1986, #29
If I Should Fall from Grace with God - 1988, #3 UK, #88 US
Peace and Love - 1989, #5 UK
Yeah Yeah Yeah Yeah Yeah (EP) - 1990, #43 UK
Hell's Ditch - 1990, #11 UK
Waiting for Herb - 1993, #20 UK
Pogue Mahone - 1996
The Best of The Pogues - 1991, #11 UK
The Rest of the Best - 1992
The Very Best of The Pogues - 2001, #18
The Ultimate Collection including Live at the Brixton Academy - 2001, #15 UK
Dirty Old Town: The Platinum Collection Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.