С кем только ни сравнивали джазовую певицу и композитора Лиз Райт – с Ниной Саймон и Норой Джонс, Кассандрой Уилсон и Джилл Скотт, Трейси Чепмен и Олетой Адамс, Дайаной Кролл и Анитой Бейкер, Эбби Линкольн, Региной Белль и даже Терри Каллье. В этих сравнениях не было упрека, они звучали скорее как изысканный комплимент. Причина такой щедрости критиков кроется в самом подходе артистки к собственному творчеству и джазовой музыке вообще. “Для меня джаз – это нечто всеобъемлющее. Это всегда сплав разных элементов, это эклектика. Я каждый раз не знаю, куда приведет меня эта дорожка, – признается американская артистка. – Мне очень хотелось бы поделиться со слушателями тем, чему научил меня джаз, – чувством свободы, ощущением радости от смешения стилей и рождения неожиданных связей между абсолютно разными вещами”.
Историю этой утонченной и стильной артистки можно начать с 22 января 1980 года, когда в семье священника церкви Святой Троицы родилась девочка, которую назвали Лиз. У нее уже был старший брат, а через несколько лет родилась сестра. Семья жила в маленьком городке Нахира, штат Джорджия. Отец играл на пианино и руководил церковным хором, так что все трое детей в положенное время приобщались к музыкальной жизни церкви. Госпел стал основным аккомпанементом их жизни. Вместе с братом и сестрой Лиз пела в семейном госпел-трио.
Как вспоминала Лиз спустя много лет, ее растили в строгости и послушании – все прихожане церкви подчинялись строгим правилам. Женщинам, а тем более девочкам, не разрешалось пользоваться косметикой, красить ногти, заниматься спортом, носить брюки. В доме у Лиз не было телевизора, и все знания о внешнем мире, в том числе и о современной музыке, дети получали из радиоприемника, который слушали тайком, когда родители уходили на занятия по изучению Библии. “Я любила слушать радиопостановки, – рассказывает Лиз, – и со временем сама начала сочинять разные истории. Мне приходилось самой придумывать то, чего у меня не было. Слушала я и поп-музыку, но никогда ею особо не увлекалась”.
Гораздо больший интерес вызывала у нее джазовая музыка, с которой Лиз впервые познакомилась опять-таки благодаря национальному радио. Еженедельные шоу пианистки Мариан Макпартлэнд (Marian McPartland) открыли ей мир современного джаза. “Эта музыка казалась мне очень женственной и очень современной, – вспоминает Райт. – В то же время в ней играло множество других красок, она была пропитана блюзом и госпелом, которые я давно знала. Она казалась мне необыкновенной, почти священной”.
Огромное влияние оказали на формирование ее вкусов и современные госпел-артисты, которые широко использовали в своем творчестве элементы соула, блюза, R&B и джаза, но оставались верны госпелу. “Их творчество заменило мне музыкальную школу, – признавалась певица. – Я никогда не научилась бы стольким вещам, если бы слушала только спиричуэлсы”.
О том, каких успехов достигла Лиз Райт, самостоятельно обучаясь вокальному мастерству, говорит ее постоянное участие в многочисленных хоровых конкурсах и, главное, убедительные победы. Эта конкурсная активность началась уже в старших классах школы и принесла ей, среди прочего, награду Национального конкурса хоровых коллективов. После школы Лиз решила профессионально заняться вокалом и поступила в Государственный университет штата Джорджия на вокальное отделение. Проучилась она недолго, посчитав, что обучение обходится слишком дорого. Позднее она предпримет еще несколько попыток получить соответствующее образование в Нью-Йорке и Ванкувере.
Лиз Райт не нужна была многолетняя муштра и диплом, чтобы звучать профессионально и заражать слушателей своими эмоциями. В 1999 году она впервые привлекла к себе широкое внимание СМИ, выступив на джазовом фестивале в Атланте. Лиз рассчитывала на скромный прием и исполнила два заготовленных заранее джазовых стандарта. Однако зрители никак не хотели ее отпускать и требовали спеть на бис. К удовольствию публики, она спела “Amazing Grace”, традиционный госпел-гимн, перепеваемый многими поколениями исполнителей.
Среди тех, кто не соглашался так просто отпустить Райт со сцены, оказался джазовый музыкант Рон Симблист (Ron Simblist). Вскоре он разыскал певицу и познакомил ее с вокальным квартетом In the Spirit. С 2000 года Лиз Райт стала полноправной участницей ансамбля. Как близкий знакомый семьи Рона Голдстейна (Ron Goldstein), президента Verve Music Group, Симблист передал ему несколько демо-треков Лиз Райт. Поначалу Голдстейн оставил их без внимания, но когда через год ему в руки попали новые записи Лиз, реакция была самой положительной. Окончательно развеяло его сомнения выступление молодой певицы в шоу-трибьюте Билли Холидэй (Billie Holiday), которое проходило в Лос-Анджелесе и Чикаго. Хотя подавляющее большинство зрителей видело Лиз в первый раз, она сумела за 15 минут завоевать симпатии огромного зала и уходила со сцены уже как прима.
В 2002 году артистка начала работу над дебютным альбомом “Salt”. Первый вариант записи, впоследствии отвергнутый, спродюсировал Джон Клейтон (John Clayton). Окончательный вариант пластинки подготовил Томми ЛиПума (Tommy LiPuma), на счету которого многочисленные альбомы-лауреаты премии Grammy. Во время сессий ему ассистировал Брайан Блейд (Brian Blade), бывший барабанщик Джони Митчелл (Joni Mitchell). Эклектичный по наполнению, альбом “Salt” включал пять композиций, написанных самой певицей, а также каверы джазовых стандартов и латиноамериканских песен, спиричуэлсы, мелодию из мюзикла “The Wiz” и знаменитый “Вокализ” Сергея Рахманинова для сопрано/тенора и фортепиано.
Такая стилистическая широта, которая воспринималась певицей как нечто само собой разумеющееся, позволила критикам сравнивать дебютантку с Кассандрой Уилсон (Cassandra Wilson) и Норой Джонс (Norah Jones), а поклонников современного джаза моментально очаровала. Их стараниями альбом “Salt” поднялся на вторую строчку американского рейтинга джазовых альбомов. Нашлись у артистки и поклонники, далекие от мира музыки. Режиссер Спайк Ли, работавший над новым кинопроектом, специально сделал перерыв, чтобы снять видеоклип на первый промо-сингл “Open Your Eyes, You Can Fly” – кавер песни Чика Кориа (Chick Corea).
По сводным данным информационного агентства “Associated Press”, дебютный диск Лиз Райт вошел в десятку лучших джазовых альбомов 2003 года, а читатели журнала “Jazz Times” назвали Лиз лучшей новой артисткой. Певица закрепила успех гастролями на разогреве у Рэя Чарльза (Ray Charles) и успешными выступлениями на джазовом фестивале в Ньюпорте и других праздниках джазовой музыки.
По окончании гастролей Лиз Райт на некоторое время переехала в Нью-Йорк (именно тогда она и попыталась продолжить музыкальное образование), а потом поселилась в Сиэтле. Здесь протекала работа над ее вторым сольным альбомом “Dreaming Wide Awake”, который вышел в 2005 году и благополучно возглавил джазовый рейтинг США. Одной из главных причин успеха стала продюсерская поддержка Крейга Стрита (Craig Street), послужной список которого включал такие успешные проекты, как дебютный альбом Норы Джонс и диск Кассандры Уилсон “New Moon”.
Лонг-плей “Dreaming Wide Awake” записывался практически как живой альбом – музыканты собирались вместе в одном зале и играли композиции целиком. Это придало записи свежесть звучания и непосредственность. Новая работа Лиз Райт, включавшая как песни ее авторства, так и каверы (Нила Янга, джазового композитора и пианиста Фэтса Уоллера и других музыкантов) получила очень высокую оценку критиков. ““Dreaming Wide Awake” – смелый, откровенный и эклектичный альбом, – было указано в одной из рецензий. – Но это выверенная и продуманная эклектика, благодаря которой запись гармонично сочетает провинциальную медлительность и космополитизм”.
Идея третьего сольного лонг-плея, получившего название “The Orchard”, возникла у Лиз Райт, когда она приехала на родину, в глубинку штата Джорджия, проведать бабушку и дедушку. “Работая над этим альбомом, я узнала много нового не только о джазовой музыке, но и о себе самой, – признавалась певица в одном из интервью. – Я даже представить не могла, что когда-нибудь напишу такие мелодии. Чувство творческой свободы, которое я испытала, стало сюрпризом даже для меня самой”.
Помимо собственных музыкальных историй, возвращавших ее к воспоминаниям детства, Лиз Райт записала для альбома несколько любопытных каверов: “I Idolize You” Айка и Тины Тернер, “Thank You” Led Zeppelin и другие. Они органично вписались в стилистику диска, сплавившего вокальный джаз, госпел, неосоул и элементы поп-музыки. Теплая атмосфера записи, филигранные оркестровки, бархатный, чуть шершавый голос Лиз Райт, помноженные на высокий профессионализм ее соавторов и помощников, – все это помогло создать стильную и тонкую работу, которую по достоинству оценила не только пресса, но и любители вокального джаза. Альбом “The Orchard”, изданный в феврале 2008 года, нашел многочисленных поклонников как в Европе, так и в Америке, о чем убедительно свидетельствуют цифры продаж. С новой концертной программой Лиз Райт смогли вживую познакомиться не только ее американские фаны, но и британские меломаны: весной 2008 года певица дала несколько хэдлайнерских концертов в Лондоне.
Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.